«Ижора» (до 1934 – «Виндермере»), грузовой пароход. Построен в 1921 фирмой «Ллойд» (Англия). Техн. характеристики: водоизмещение – 4760 т, дл. – 99 м, шир. – 14 м, осадка. – 7 м, скорость – до 9 уз. В 1934 – куплен СССР для Балт. пароходства, в 1940 – передан ММП. С 1941 – использовался в составе сев. конвоев: QP-2 (нояб. 1941, в Великобританию), PQ-9 (февр. 1942, рейс в Мурманск), PQ-10 (март 1942, рейс в Исландию). В посл. рейсе в конвое QP-8 с грузом пиломатериалов из-за неисправности двигателя отстал от конвоя, 7 марта 1942 в Норв. м., к Ю.-З. от о. Медвежий был обнаружен отр. нем. кораблей во главе с линкором «Тирпиц» и расстрелян эсминцем «Фридрих Ин». По судну было произведено 11 выстрелов орудиями 150-мм, 136 выстрелов из орудий, выпущены 2 торпеды и 2 глубинные бомбы. 33 чл. экипажа во главе с кап. Беловым В. И. отказались сдаться и погибли. Единственный захваченный ст. пом. кап. Адаев Н. И. погиб в плену. Принятое конвоем PQ-12 сообщение с «И.» по радио о появлении кораблей противника помогло ему избежать разгрома. Подвигу «И.» посвящен документальный фильм «Люди, помните эту „Ижору"!». В 2006 в СПб. состоялась межд. конференция «Помним „Ижору"».
Лит.: Карепова В. И. Погибли, но спасли конвой // Арктическая звезда. – 2002. – №3; Полярный конвой: Воспоминания участников. – СПб., 2006.