Игры саамов
Игры саамов, жанр саамского народного фольклора. Вид непродуктивной деят., где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе. Носят в осн. культурно-воспитательную и тренировочную функции. Возникли, по-видимому, вместе с саамским народом. Большинство И. с. в наст. время в реальной практике не используется и носит фольклорный характер. Сведения о И. с. сохранены в рез-те исслед. деят-сти этнографов и путешественников XIX– XX вв. Харузина Н. Н., Чарнолуского В. В., Инапов-Дятлова Ф. Г. и др. Часть И. с. имела тренировочно-спорт. содержание: тренировка физ. (нючкант паяс – прыжки вверх, нючкант пэйель кэлт – прыжки через палку, вуайп-вуайп – борьба, вуайп-вуайп нурень – борьба с веревкой, сурмас-сурмас – игра в плетенный из бересты мяч, самь палл – игра в саам. мяч) и умственных (тафта-тафта – игра в кости, чуэнь-рйммьн – «в гусей и лисицу») способностей, ловкости (чуэръв-чуэрьв – игра в бабки, талл-талл – в медведя). Др. И. с. имели целью выработку навыков будущей деят. (юкс-юкс – стрельба из лука в цель, ляшк-ляшк – набрось аркан, чуэз-чуэз – «стадо», пудзэ-пудзэ соагкэ – «хозяин и олень», пудзэ-пудзэ – «поймать оленя», игра в «хирвасов» и «важенок»), передачу традиций и обычаев (вянц-вянц – «венчание», суннье-суннье – «сватовство»). Игрушками служили подсобные мат-лы: оленьи косточки – пацкэть, олений рог, звериная лапка, птичье перышко, лучинки. Из них же изготовлялись самодельные куклы. Лит.: Алымов В. К. Лопари Кольского полуострова. – Мурманск, 1927; Большакова П. П. Жизнь обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2005; Иванов-Дятлов Ф. Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове. – Л., 1928; Кожевников А. В. Солнце ездит на оленях. – М., 1972; Харузин Н. Н. Русские лопари. – М., 1890.
AA