«Заря» (до 1900 – «Геральд Харфингер»), судно. 3-мачтовая парусно-моторная шхуна-барк (баркентина). Построена в Норвегии в 1872. Техн. характеристики: корпус металлический, водоизмещение – 1082 т, дл. – 43,9 м, шир. – 10,1 м, осадка с грузом кормой – 5,2 м, мощность паровой машины – 228 л. с. До 1900 использовалась как китобойное судно. В 1900 переоборудована на верфи Кодина Арчера в порту Лаврик: обшита противоледовым поясом, проведена перестройка всех помещений, установлены нов. межпалубные переборки, между фок- и грот-мачтами возведена палубная надстройка с 7 каютами для чл. экипажа, изменено парусное вооружение. Куплена за 36 тыс. руб. (24 тыс. руб. ушло на переоборудование) по рекомендации Нансена Ф. в Норвегии в 1899. Использовалась рус. полярн. эксп. (рук. Толль Э. В., кап.-лейт. Коломейцев Н. Н., среди уч-ков – Колчак А. В.) для поисков Земли Санникова. Из Александровска-на-Мурмане «З.» вышла в эксп. 31 июля 1900. Впервые в истории мореплавания «З.» прошла в 1902 проливом между о-вами Котельным и Бельковским, названным проливом Заря, а также проливом между Котельным и Малым Ляховским. Во время плавания имела постоянную течь – вдвое выше допустимой нормы, застревала во льдах и садилась на мель там, где до нее проходили другие суда. После плавания в м. Лаптевых и Вост.-Сибирском м. во время зимовки в бухте Нерпичьей на о. Котельный использовалась как геофиз. и метеорологическая станция. Покинута экипажем в бухте Тикси на р. Лене в 1902, где и погибла. «З.» стала перв. науч.-исслед. судном РАН.