Заговор
Заговор (наговор, оберег, заклинание, присушка, отсуха, шептанье, слово), один из жанров помор. нар. фольклора; заклинательная словесная формула, кот. приписывалась магическая сила. Существовал у всех народов, в т. ч. у поморов. Произносился как пожелание, кот. должно непременно исполниться, или как словесное изображение сравнения данного или нарочно произведенного явления с желанным, имеющее целью произвести это желанное. Помимо этого, мог включать в себя формулы врачебного совета, молитвы, магических перечней, абракадабры (набора непонятных слов), приказания, прошения и т. д. Многие формулы З. сопровождались сопутствующими им действиями. По-видимому, первоначально сила З. виделась в обрядовом действии с предметом (актом), ассоциативно связанным с объектом З., в рез-те кот. желаемые свойства предмета (акта) перейдут к заговариваемому. С теч. времени словесные формулы З. начинают приобретать самостоятельное значение, оттесняя действия на задний план (сохраняются в осн. в качестве определенных условий проведения З.: произнесения в определенное время – на утренней или вечерней заре, или в определенном месте – на перекрестке дорог, определенным образом – шепотом, и т. п.). Единой композиционной схемы З. не существовало, но присутствовали отд. типические элементы или их сочетания. Нередко З. начинался с молитвенной формулы («Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»), далее следовали зачин («Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, пойду но матери по сырой земле, небом покроюсь, зарею подпояшусь, звездами отычусь»), приказ («И так же бы у меня и скакала бы, и плясала бы по тоне семга, корой светила б рыба красна, и не знала бы над собой ни лихого человека оговору, ни своей глупой думы») и закрепка («будьте, мои молодецкие слова, небо-ключ, земля-замок (па ход сажень, на воск кремень)». В поэтике З., как и в др. жанрах нар. поэзии, обязательным элементом оси. части являлись формы сравнения («Сам Господь был разбит жезлами и прибит гвоздями. У него никогда ничего не болело, и так же у раба божья чтоб не болело, не пухло»); многократные повторы частиц «не» и «ни» («Не ходи не щупай раба божьего… ни по рученькам, ни по ноженькам, ни по пашочкам»), употребление глаголов в форме долженствования (светила б, знала бы.). Нередко произносился в ритмической или песенной форме. Лит.: Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. – Мурманск, 1993; Терские поморы. – СПб., 2007.
AA