Житие Трифона Печенгского, памятник севернорус. агиографии. Составлен неизвестным автором. Повествует о жизни и духовных подвигах Трифона Печенгского. Носит заглавие «Житие преподобного отца нашего Трифона Печенгского чудотворца, лопарский народ просветившего святым крещением». Ж. приписывает Трифону Печенгскому различные христианские добродетели. Согласно Ж., на Крайний С. Трифона привела тяга к духовному подвигу. Начатая им проповедь христианства среди лопарей-язычников вызвала противодействие со стороны саам. языческих жрецов кебунов, кот. «Трифона за власы торгаху и о землю метаху, и бияху, и пхаху...», однако ему удалось склонить лопарей к христианству. Ж. содержит рассказы о стр-ве вместе со священником Илией храма на р. Печенге (во имя Бориса и Глеба), на месте кот. ок. 1533 возникает Троицкий Печенгский мон., о хождении в Москву, в Новгород, о ношении Трифоном мельничных жерновов из Колы на Печенгу и обратно, О «звере», содеявшем ему «пакость», преставлении Трифона, спасении им царя Фёдора Ивановича «от злаго замышления свитских немец, в Ливонии». Завершается Ж. повестью о разорении Троицкого Печенгского мон. шведами в 1589. Ж. содержит и словесный портрет Трифона: «...возрастом... немал, нагиб, плотию крепок, мало плешив, брадою сед...». При написании Ж. автор использовал «малые книжецы». повествующие о жизни Трифона и составленные до разорения Троицкого Печенгского мон. в 1589, библейские тексты и «Повесть о Варлааме и Иоасафе». По наблюдениям спец-тов, автор Ж. хорошо ориентировался в топонимике и гидронимике Мурм. берега, знал предметы традиционного помор. быта (в частности, знал отличие лодьи от карбаса), что, возможно, свидетельствует о его помор. происхождении. Известно 12 списков Ж., самый ранний из которых датируется XVII в., самый поздний – нач. XX в. О времени составления первоначальной редакции единого мнения нет: согласно одной из точек зрения (Белоброва О. А.), Ж. возникло в кон. XVI – нач. XVII в., согласно другой (Калугин В. В.), на рубеже XVII-XVIII вв. Специальных исследований, рассматривающих лит. историю Ж. (происхождение, выявление редакций пам-ка и его списков), в настоящее время нет. Ж. было опубликовано только один раз (1859). В нач. XX в. иер. Никодимом (Кононовым) были отдельно опубликованы чудеса из Ж.
Лит:. Андреев А. И. К истории русской колонизации западной части Кольского полуострова // Дела и дни: Исторический журнал. – Пг., 1920. – Кн. 1; Житие Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. – 1859. – Ч. 2, май; Иер. Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. – Мурманск, 2003; Иер. Никодим (Кононов). Преподобный Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец, и церковно-историческое значение основанной им обители. – СПб., 1899; Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» – памятник севернорусской агиографии Петровского времени // Человек между царством и империей: Сборник материалов международной конференции. – М., 2003; Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 2001; Корольков Н. Ф. Сказание о преподобном Трифоне, Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. – СПб., 1899; Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып. 2. – Ч. 1 (А-К); Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1998. – Т. 2; Шестаков П. Д. Просветитель лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский // Журнал Министерства народного просвещения. – 1868. – Ч. 138, июль; Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. – Казань, 1881.