«Ермак»: 1) линейный ледокол, перв. в мире. Построен по заказу пр-ва англ. фирмой «Армстронг, Витворт и К» в Ньюкасле (Англия) на основании идеи и проекта адм. Макарова С. О. в 1897– 1899. Техн. характеристики: водоизмещение – 7875 т; дл. – 95,9 м, шир. – 21,5 м, выс. борта – 9 м; мощность 4 паровых машин – 9500 л. с, скорость – до 16 уз. (на чистой воде). Первоначально имел 4 винта: 3 – на корме, 1 – в носовой части (для лучшего маневра во льдах); корп. стальной. В 1899–1900 после перв. плавания, выявившего слабость корп., носовой винт был снят, носовая часть удлинена на 4,5 м, став острее, заменены шпангоуты, установлена поперечная цистерна для нейтрализации качки на судне. Конструкция «Е.» и особая форма корп., «наползающего» и давящего лед, позволяли ему двигаться непрерывным ходом до 2 уз. в час во льдах толщиной до 1 м и послужили основой для всех последующих типов л/к. Экипаж – 102 чел. Первое плавание из Кронштадта на Шпицберген – в мае 1899 (ком. Васильев М. П.). Во время второго рейса 25 янв. 1900 экипаж л/к спас 50 рыбаков, унесенных на льдине в море (при этом впервые была применена радиосвязь для координации спасательных работ). В марте 1900 спас выброшенный на камни у о-ва Готланд броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», в апр. – освободил затертый льдами крейсер «Адмирал Нахимов», спас неск. гражд. судов. После плавания в 1901 к Земле Франца-Иосифа и Нов. Земле (под руководством Макарова С. О. и акад. Чернышева Ф. Н.) была доказана пригодность «Е.» к полярн. плаваниям, однако с окт. 1901 (по распоряжению Николая II) использовался только на Балтике для обеспечения регулярного зимнего торг. мореплавания. В I мировую войну – в составе ВМФ; в 1917 обеспечивал Ледовый поход кораблей БФ из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. После 1917 использовался на Балтике, с 1934 – в Аркт., сменил л/к «Красин» на месте флагманского л/к в зап. р-не СМИ, проводя суда в Карское м. им. Лаптевых, обеспечивая Карские, Колымские и Ленские эксп. Установил рекорд свободного плавания во льдах, достигнув 29 авг. 1938 83° с. ш. и пройдя 13 тыс. миль, из кот. 2617 – во льдах. В февр. 1938 – участвовал в снятии со льдины экипажа станции «Северный Полюс-1» Папанина И. Д., в апр.– авг. 1938 обеспечивал выход из тяжелых льдов л/п «Садко» и «Малыгин». С 1939 – вновь на Балтике. В ВОВ 1941–1945 – в составе БФ участвовал в эвакуации гарнизона п-ова Ханко и ряда о-вов, обеспечивал деятельность кораблей флота, использовался для проводки кораблей на линии Кронштадт– Ленинград. В 1953– 1963 – в составе ММП использовался в Аркт. В 1963 выведен из эксплуатации и в 1964 отправлен на слом. Среди командиров «Е.» кап. Пономарев П. А., Сорокин М. Я., Воронин В. И., Чухчин Д. Н., Хлебников Ю. К., Вызов К. К., Драницын Г. В. На «Е.» начинали работать кап. Кучиев Ю. С, Кононович Г. О. и др. Награжд. орд. Ленина (1949). В 1965 якорь «Е.» установлен как пам-к истории в г. Мурм-ске у здания Мурм. обл. краевед. музея;
2) линейный ледокол. Построен в Финляндии в 1974. Техн. характеристики: водоизмещение – 20 тыс. т, дл. – 135 м, шир. – 26 м, выс. борта до верх. палубы – 16,7 м, осадка – 11 м; мощность – 36 тыс. л. с., скорость – до 20 уз. (на чистой воде); 3 гребных винта диам. 5,4 м; запас топлива – 5 тыс. т; толщ. обшивки – до 52 мм (ледовый пояс). В корп. (разделенный на 9 водонепроницаемых отсеков) врезан кусок борта 1-го л/к «Е.». Конструкция кормы и носа позволяет работать в паре с др. л/к и буксировать суда вплотную. Оборудован спец. пневмоомывающим устройством, подающим воздух к отверстиям в бортах ниже ватерлинии, кот. создаст восходящий ток воды вдоль корп., препятствующий застреванию судна в заснеженном льду. На верх. палубе – 2 подъемных 10-тонных крана, посадочная площадка и ангар для вертолета. Имеет 4 палубы, кинозал, б-ку, спортзал, басс. и др. До 2000 – принадлежал Дальневосточному пароходству, в 2000 – передан мор. адм-ции С.-Петерб. порта.
Лит.: Кононович Г. О. История «Ермака». – М., 1958; Макаров С. О. «Ермак» во льдах. – СПб., 1901; Морской энциклопедический словарь. – Л., 1991. – Т. 1.