Д-1 (Декабрист)
Д-1 («Декабрист» – литерно-цифровое обозначение – с 1934), дизельная ПЛ. Перв. сов. ПЛ, давшая назв. серии – «Декабрист». Построена в 1927–1928 на Балт. судостроит. з-де (г. Ленинград) по проекту конструкторского бюро Малинина Б. Техн. характеристики: двухкорпусная с водонепроницаемыми переборками, с цистерной быстрого погружения; водоизмещение – 1361 т, дл. – 76,6 м, шир. наиб. – 6,4 м, осадка в надводн. положении – 3,75 м, мощность – 3250 л. с., скорость – до 14,6 (подводн.) 9,5 (надводн.) уз., дальность плавания – до 8950 миль, под водой – до 158 миль, автономность – 28 суток, глубина погружения – до 90 м, экипаж – 53 чел. Вооружение: 6 носовых, 2 кормовых торпедных аппарата, торпед – 14, 1 100-мм орудие (120 снарядов). С 1930 – в составе Мор. сил Балт. м., с авг. 1933, после перехода совместно с Д-2 и Д-3 по Беломор.-Балт. каналу – в составе отд. дивизиона Сев. воен. флотилии (СФ), с 1938 – в составе бригады ПЛ СФ. В 1935 – совершила поход на Нов. Землю, в 1936 – уч-ца (совместно с Д-2) 3094-мильного похода в Карское м. через пролив Маточкин Шар (впервые в истории подводн. плавания); в сент. – окт. 1938 – уч-ца 44-суточного автономного плавания по маршруту м. Цып-Наволок – о. Вардё – м. Нордкап – о. Медвежий – о. Надежды – о. Междушарский – о. Колгуев – м. Канин Нос – м. Святой Нос – о. Кильдин – Кольск. зал., в ходе которого прошла 4841 милю в надводн. и 1001 милю – в подводн. положении, находясь под водой 11 суток (31 октября 24 часа – в подводн. положении без регенерации воздуха). В теч. 1938 провела в м. 120 суток, пройдя более 10 тыс. миль, из них 1200 – под водой, что было рекордным достижением для того времени. Во время сов.-фин. войны 1939–1940 – в разведывательных походах в Баренц. м. Затонула 13 ноября 1940 в Мотовском зал. в ходе учений. Причины гибели неизвестны (существует неск. версий: взрыв внутри ПЛ, подрыв на дрейфующей мине, столкновение с др. судном, нарушение герметичности). Гибель Д-1 стала причиной категорического запрета ПЛ погружаться на глубины «больше рабоч. глубины лодки». Ком-ры: Грибоедов К. Н. (с 1930), Секунов Б. А. (с 1933), кап. 3-го ранга Карпунин В. П., Мадиссон А. И. (с 1937); Колышкин И. А. (март–июнь 1938), Августинович М. П. (1938 – окт. 1939), Ельтищев Ф. М. (1939 – нояб. 1940). Лит.: Боевая летопись Военно-морского флота 1917–1941. – М., 1993; Головко А. Г. Вместе с флотом. – М., 1960; Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. – М., 1990; Платонов А. В. Советские боевые корабли 1941–1945. Т. 3: Подводные лодки. – СПб., 1996; Русский Архив: Великая Отечественная. Т. 12. – М., 1997.
AA