Главное управление Северного морского пути (ГУСМП, «Главсевморпуть»)
Главное управление Северного морского пути (ГУСМП, «Главсевморпуть»), организация для освоения СМП. Создана по решению Сов. правительства 17 дек. 1932 на правах нар. комиссариата. Действовала до 1965. Задачи: прокладывание арктич. мор. пути от Бел. м. до Берингова пролива и тихоокеанского побережья, его оборудование, поддержание в исправном состоянии и обеспечение безопасности плавания; орг. речного и каботажного судоходства в Сибири и на Дальнем В. (с 1933), изыскание и эксплуатация естественных производительных сил в арктич. ч. СССР (с 1934), развитие сети полярных станций, оборудование авиабаз, портов бункеровки для судов, орг. проектирования и стр-ва нов. л/к судов, освоение месторожд. полезных ископаемых, работа с коренными сев. народами. Всего – до 25 отраслей науки и произв-ва. В структуре ГУСМП были созданы упр. возд. службы, речного и мор. транспорта, стрва, по развитию хоз-ва и культуры народов С. (1935), позднее – Отдел по культурно-бытовому обслуживанию народов Крайнего С., Полярный, Гидрограф. упр., Арктич. ин-т. Территориально в сферу деят. входили м. и о-ва СЛО, а в азиат. части – континентальная терр. к С. от 62° с. ш. ГУСМП были переданы все имевшиеся в СССР ледоколы и л/п, ряд зверобойных и речных судов, самолеты. ГУСМП подчинялись: Сангарский и Кангаласский угольные рудники, Нордвикская и Усть-Енисейская нефтяные эксп., Мурм. судоремонтный з-д, Арх. и Пеледуйская верфи деревянного судостроения, Качугская и Придивенская верфи, Карачаровская электромеханическая мастерская, Арх. строит. контора, Севморпутьзаводстрой в г. Мурм-ске, Диксонстрой, Провиденстрой, Тиксистрой, Ленингр. гидрографич. техникум и гидрографич. ин-т (с 1948 Высш. арктич. мор уч-ще им. Макарова), Мурм. мор. техникум, Техн. шк. метеорологии и связи (М.), Красноярский авиамоторный з-д (основан в 1934), Курейский и Ногинский графитовые рудники, Игарская графитовая ф-ка и мн. др. предприятия. Было создано Изд-во ГУСМП, выпускавшее кн., посвященные С., в т. ч. «Полярную б-ку», библиотечку «Стахановцы Арктики», собр. соч. Нансена Ф., Амундсена Р. и др. В 1933–1935 – были образованы рег. тресты (позднее – терр. упр.): Мурм-ское, Арх-ское, Сев.-Уральское (центр – Обдорск), Таймырское (Игарка), Якутское, Анадырско-Чукотское, Ленингр., Омское (Тобольск), Красноярское (Игарка), Якутское, Дальневост. (Владивосток). В составе каждого – весь комплекс предприятий в регионах. С 1937 началось разукрупнение ГУСМП с передачей его функций соответствующим наркоматам. В 1940 было расформировано Упр. мор. транспорта: Мурм-ское и Владивостокское арктич. мор. пароходства стали подчиняться непосредственно нач. ГУСМП. К 1940 ГУСМП – в осн. трансп. орг. по обеспечению судоходства по СМП и решению науч.-исслед. задач. В его ведении остались отрасли, связанные с развитием транспорта (угольные копи, верфи и т. д.). С 1953 ГУСМП – главк Мин-ва мор. и речного флота (с 1954 – Минморфлота). В 1954– 1957 Упр. речного флота ГУСМП с речными пароходствами и верфями, ММП и Владивостокское мор. пароходство были переданы соответственно Минречфлоту РСФСР и Главфлоту; трест «Арктикуголь», Арктикпроект, Ин-т геологии Аркт – соответствующим ведомствам. С 1963 ГУСМП вместе с сетью полярных станций – в системе Гл. упр. гидрометеорол. службы Арктич. ин-та. С 1971 – арктич. навигации в сфере упр. адм-ции СМП Минморфлота, а полярная авиация – в ведении гражд. авиации. За гг. своего существования ГУСМП организовало бесперебойную работу СМП, обеспечило больш. число геогр. и науч. открытий в СЛО. Освоение Аркт. отмечено дрейфом станций «Сев. полюс», известными походами л/п «Сибиряков», «Челюскин», «Литке», перелетами летчиков полярной авиации. После того как в навигацию 1937 значит. ч. флота ГУСМП из-за тяжелых ледовах условий-осталась на зимовку во льдах (25 судов из 364, в т. ч. все ледоколы, кроме «Ермака»), пароход «Рабочий» был раздавлен льдами (1938), а л/п «Г. Седов» лег в дрейф (1938), в 1938 были сняты со своих постов почти все рук-ли ГУСМП, мн. из которые вскоре погибли в тюрьмах (дир. Арктич. ин-та Самойлович р. Л., нач. Гидрографич. упр. Орловский П. В., нар. комиссар водн. транспорта Пахомов Н. И., нач. политупр. Бергавинов С. А., нач. Арх. терр. упр. СМП Кузьмин Н. Н., челюскинцы Бобров А. Н., Баевский И. Я., Хмызников П. М. и др.). В гг. ВОВ ГУСМП – военизированная орг.: моряки были приписаны к ВМФ, летчики – к ВВС. Сотр. ГУСМП обеспечивали передачу метеосводок, сопровождение сев. конвоев, проведение ледовой разведки, вывоз из Л. блокадников и т. п. Работу осложняли рейды нем. ПЛ и надводных судов (рейд крейсера «Адмирал Шеер») на трассы СМП. За гг. ВОВ погибло много раб-ков, ч. мор. и возд. судов ГУСМП. Рук.: Шмидт О. Ю. (инициатор и орг-р), Папанин И. Д. Лит.: История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 1–4. – Л., 1956–1969; Белов М. И. Путь через Ледовый океан. – М., 1963; Чилингаров А. Н., Кокорев Е. М. Размышления о Российском Севере. – М., 1997; Папанин И. Д. Лед и пламень. – М., 1988.
AA