Вкладные книги, разновидность монастырской документации.
Содержат записи о вкладах (пожертвованиях), условиях вложения и вкладчиках монастыря. Вопрос о времени возникновения вкладных книг дискуссионен. Одни ученые относят их появление к XV в. (Веселовский С.Б.), другие (Маньков А.Г., Ивина Л.И. и другие) – к середине XVI в. (ссылаясь на постановление 75-й главы Стоглавого Собора 1551), третьи (Казакова Н.А.) – к началу XVI в. (считая постановление Собора лишь толчком к упорядочению вкладных записей).
Для Кольского Севера известна одна вкладная книга, принадлежавшая Кандалакшскому монастырю. До 1929 она находилась в коллекции рукописей Ключевского В.О., с 1929 – в Археографической комиссии, в настоящее время – в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук.
Вкладная книга Кандалакшского монастыря содержит более 506 записей за 1563 – 1687. Исключение составляют 2 записи, дописанные позже нижней хронологической планки – в 1691/92 и в 1718.
Среди вкладов, упоминаемых книгой, угодья, рыболовные суда, избы, орудия лова, утварь, одежда, книги, скии, олени, лошади, продукты рыболовного промысла, сельскохозяйственные продукты, труд вкладчика, выполнявшего работу на монастырь, деньги и многое другое. В некоторых записях указывается мотив вклада – на помин души или поступление человека в монастырь (в качестве монаха, либо работника).
Вкладная книга Кандалакшского монастыря показывает социальный и географический состав вкладчиков, большинство которых – местные жители и промышленники (крестьяне поморских волостей: Кандалакши, Княжой Губы, Ковды, Варзуги, Умбы, Порьей-губы), посадские жители и стрельцы Кольского острога. Встречаются имена лопарей, жителей других регионов: Холмогор, Вологды, Устюга, Москвы и других. Особую группу составляют монахи Кандалакшского, Печенгского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Валаамского монастырей. В книге почти нет имен представителей аристократии и купечества, за исключением имен вдовы князя Лыкова Анастасии Романовой (тетки царя Михаила Федоровича) и московского гостя (купца) Афанасия Федотовича Гусельникова (по прозвищу Скорая Запись). Из книги виден персональный состав братии, руководства монастыря (игумены, строители, келари, казначеи), характер организации служб и многое другое.
Вкладная книга Кандалакшского монастыря – ценный источник по истории хозяйственной и социальной жизни Кольского Севера.
Ист.: Архив Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии наук. – Колл. 115. – Д. 900.
Лит.: Андреев А.И. Исторические материалы о Кольском полуострове монастырских архивов // Сборник материалов по истории Кольского Севера в XV – XVI вв. – Л., 1930; Кузьмин А.В., Стрельников С.В. Вкладные книги // Православная энциклопедия. – М., 2004. – Т.8; Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI – XVIII веках: исследования и материалы. – Мурманск, 2013. – Часть II: Вкладная книга Кандалакшского Пречистенского монастыря 1562/63 – 1689 гг.; Стрельников С.В. К вопросу о предназначении вкладных грамот и вкладных книг // Очерки феодальной России. – М., 2006. – Вып. 10; Ушаков И.Ф. Избранные произведения. – Т. 3.
В редакции от 07.01.2016