Витте Сергей Юльевич [17(29).06.1849, г. Тифлис – 28.02(13.03).1915, г. Петроград], государственный деятель, действительный тайный советник (1899), граф (1905).
Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета со степенью кандидата физико-математических наук (Одесса, 1870).
С июля 1870 – чиновник, в 1874 – помощник столоначальника канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора; с мая 1870 – сотрудник управления, начальник службы эксплуатации Одесской железной дороги; с 1879 – начальник эксплуатационного отдела, с 1880 – начальник службы эксплуатации, с 1886 – управляющий Общества Юго-Западных железных дорог; с марта 1889 – директор Департамента железнодорожных дел Министерства финансов; с февраля 1892 – министр путей сообщения; с августа 1892 – министр финансов; с 1903 – председатель комитета министров; в октябре 1905 – апреле 1906 – председатель Совета министров. Член (1903), член (1903), председатель (1911–1915) комитета финансов Государственного совета.
Сторонник активного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны, ускоренного развития промышленности, транспорта и торговли, оказавший значительное влияние на развитие экономики, а в ряде случаев – внешней и внутренней политики России. Инициатор и руководитель проведения денежной реформы 1897. Фактический автор манифеста 17 октября 1905, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Руководитель делегации на переговорах по заключению Портсмутского мирного договора с Японией (195).
Внес значительный вклад в изучение, освоение и развитие Российского Севера. Инициатор сооружения Транссибирской железнодорожной магистрали (1891–1903).
Летом 1894 по поручению императора Александра III с целью определения места для устройства северной военно-морской базы совершил поездку на Кольский полуостров, во время которой побывал в Печенге, Териберке, на Терском берегу, полуострове Рыбачий, острове Кильдин, в Екатерининской гавани). Автор записки Александру III с обоснованием необходимости строительства базы в Екатерининской гавани, поскольку она, по его мнению, располагала идеальными условиями для этого, и предложениями по проведению на Мурман железной дороги и постройки здесь мощной электростанции. Последующий отказ императора Николая II от создания военно-морской базы на Мурмане Витте, впоследствии, находясь в отставке, назвал «злополучным решением», «несчастным» и «легкомысленным» шагом. Решение об устройстве базы на Мурмане, по его мнению, могло существенно повлиять на всю внешнюю политику России, которой, в этом случае, не нужно было бы искать «выхода в открытое море на Дальнем Востоке» а значит «не было бы этого «злополучного шага…, не дошли бы… до Цусимы». Инициатор выделения 400 тыс. руб. для строительства административного и торгового центра и коммерческого порта в Екатерининской гавани, в результате чего был основан г. Александровск (1899).
Сторонник освоения Северного морского пути, поддержавший выдвинутую Макаровым С.О. идею о создании ледокольных судов. 11 ноября 1897 представил Николаю II соображения о постройке ледокола добился отпуска необходимых для этого 3-х млн. руб. Построенный ледокол («Ермак») находился в непосредственном подчинении министра финансов Витте.
Награжден орденами Святого Александра Невского, Святого Владимира I степени, Святой Анны I степени, большим крестом Почетного легиона (Франция), орденами Черного орла, Короны (Пруссия). Почётный гражданин городов: Екатеринбурга (1896), Александровска, Череповца (1899), Тихвина (1901), Саранска (1898), Архангельска, Казани, Нижнего Новгорода, Одессы, Оренбурга. Именем Витте названы остров и пролив в Святоносском заливе (1894).
Публ.: Конспект лекций по народному и государственному хозяйству. – СПб., 1912; О моей поездке на Мурманское побережье // Воспоминания. – М., 1960. – Т. 1–3; Из истории вопроса об устройстве военного порта на Мурмане // Прошлое и настоящее. – Л., 1924. – Вып. I.
Лит.: Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте. – М., 1999; Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. – СПб., 2000; Славин С.В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. – М., 1961; История открытия и освоения Северного морского пути. – Л., 1956–1969. – Т. 1–4.
В редакции от 07.01.2016