Витино, предприятие по приему и обслуживанию морских судов, порт.
Расположен, на северо-восточном берегу мыса без названия в проливе Кандалакшского залива между губой Палкина и губой Канда против острова Олений близ пос. Белое море.
Построен в 1969. Вместе с нефтебазой «Белое море» (на 200 тыс. т нефтепродуктов) управления (объединения) «Мурманскнефтепродукта» составлял единый нефтеперегрузочный комплекс. В 1993 – был разделен на ЗАО «Беломорская нефтебаза» открытого акционерного общества «Роснефть – Мурманскнефтепродукт» и ООО «Морской специализированный порт «Витино», заключивших договор о совместной деятельности и образовавших АО «Белое море». В 1991 – 1996 за счет средств частных инвесторов была произведена реновация. С 1996 – собственность группы «Nitekl», первый частновладельческий порт в Российской Федерации.
С 2006 акватория и территория порта находится в федеральной собственности: контроль за безопасностью мореплавания в порту осуществлялся филиалом федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Архангельск» (2006), с 2010 – филиалом федерального государственного учреждения «Администрация морского порта Мурманск».
Базовая инфраструктура порта (за исключением акватории и территории) до 2009 находилась в собственности хозяйствующих субъектов, осуществлявших коммерческую деятельность по перевалке грузов (дочерних компаний группы «Nitekl» ЗАО «Беломорская нефтебаза», ООО «Морской специализированный порт «Витино», филиал голландской компании «White SeaComplex B.V.», ООО «Н-Терминал»); в феврале 2009 они были приобретены компанией-нефтетрейдером «Руснефтехим» и перепроданы кипрской компанией «Usarel Investment Ltd.», образовавшей группу компаний «Белое море» (ЗАО «Беломорская нефтебаза», ООО «Морской специализированный порт «Витино»), в сентябре 2015 компания «Usarel Investment Ltd.» передала 100% своих акций порта открытому акционерному обществу «Управляющая компания Витино».
С августа 2013 порт фактически прекратил работу по перевалке грузов.
Порт был создан для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы, расположенной в 0,2 км от порта. Специализировался на хранении и перегрузке (перевалке) нефтеналивных грузов и газового конденсата. Являлся единственным портом на Белом море, переваливающим сырую нефть. Пропускная способность грузовых терминалов – 11 млн. т в год.
В начале 2000-х была проведена реконструкция: построен комплекс по отгрузке газового конденсата (2005), введен в эксплуатацию рейдовый многоточечный причал, позволяющий принимать танкеры дедвейтом до 75 тыс. т (2007) обеспечена круглогодичная работа с помощью ледоколов и танкеров Мурманского морского пароходства (2001).
Площадь территории порта – 0,19 км2, акватории – 11,6 км2, в порту 4 причала для приема морских танкеров, 3 причала для приема судов типа «нефтерудовоз» общей длиной 512 м. К причалам с моря подведен канал протяженностью 18 миль с глубинами не менее 12,5 м.
Численность работников 560 человек (160 – порта и 400 – «Беломорской нефтебазы»; 2013).
Связан с Центральной частью России, Черным, Каспийским, Азовским, Балтийским морями – как по внешним, так и по внутренним водными путям. С 2009 был открыт для захода иностранных судов.
Общий объем перевалки нефти и нефтепродуктов компаний «Новатэк», «Газпром», «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ и других в 1996 – 2013 составил 47,2 млн. т. Ежегодный объем перевалки в 1996 – 2001 составлял 0,25 млн. т, в 2002 – 2013 – 3,8 млн. т.
Генеральный директор – Чутченко В.В. (1996–2011)
Лит.: Красильникова О.А., Ломакина Н.С. Особенности и перспективы развития морских портов Арктического бассейна // Молодой ученый. – 2014. – № 7.
В редакции от 07.01.2016