Верфи на Мурмане

Верфи на Мурмане, судостроительные и судоремонтные предприятия.

Появились не ранее XVI в. в Кандалакше, Княжой Губе, Ковде как места постройки деревянных судов для зверобойного и рыбного промыслов, добычи жемчуга – лодей, затем кочей, карбасов, раньшин, шняк, кочмар. Назывались плотбищами (от «плотник», «плотничать»). Строительство судов велось зимой-весной на артельных началах, 1–2 судна в год. В XVII – XVIII вв. основной центр судостроения перемещается в г. Колу, где в 1870-х строилось 14-18 шняк ежегодно. В середине XIX в. в Архангельской губернии насчитывалось 80 пунктов промыслового судостроения, основная часть которых – в Кольском уезде.

В 1915 появились судоремонтные мастерские в г. Кандалакше, в 1916 в г. Романов-на-Мурмане пришла плавмастерская «Ксения» (действовала до 1921), в 1924 были созданы судоремонтные мастерские Мурманского торгового порта (с 1936 – Мурманский судоремонтный завод Морского флота, действовал до 2012).

В 1932 была образована ремонтная база флота управления морского транспорта Главного управления Северного морского пути, ставшая началом 35-го судоремонтного завода Министерства обороны (г. Мурманск), в 1933 – плавучие «Судоремонтные мастерские» Мурманского военного порта – будущий судоремонтный завод № 82 (пос. Росляково), в 1935 в г. Полярный была установлена плавмастерская «Красный Горн», заложившая основы 35-го судоремонтного завода.

В 1937 на базе объединения ремонтной мастерской Мурманской районной промысловой конторы Севгосрыбтреста (создана в 1924), верфи деревянного судостроения Мурманского товарищества промыслового судостроения и ремонта (1926) и Мурманского судоремонтного завода (1934) возникла Мурманская судоверфь. В конце 1930-х – начале 1940-х и 2-й половине 1940-х 1-й половине 1950 на верфи было построено несколько траулеров (РТ-107 «Михаил Громов» СРТ-1 «Кораблестроитель» и другие), однако с 1955 она стала исключительно судоремонтным предприятием.

В 1966 начал функционировать судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежногорск), ремонтирующий атомные подводные лодки.

В годы Великой Отечественной войны судоремонтники переоборудовали гражданские суда в военные: 42 траулера – в сторожевые корабли, 26 дрифтеров и 39 мотоботов – в сторожевые катера, 4 судна – в минные заградители, 40 – в тральщики, 28 морских мотоботов и 9 речных буксирных катеров – в катерные тральщики.

По окончании Великой Отечественной войны на судоремонтном заводе проводили работы по восстановления судов гражданского флота. В послевоенное время мурманские верфи в основном осуществляли судоремонт. С 1990-х основные верфи области – военные заводы (10-й, 35-й, 82-й, «Нерпа»), осуществляющие ремонт и утилизацию надводных кораблей и подводных лодок Северного флота.

Лит.: Яковлев И.И. Корабли и верфи. – М., 1973; История отечественного судостроения. – Т. I–V. – СПб., 1994–1996. 

В редакции от 14.12.2015

AA