Вежа (саамское – куэтть, куэдть), традиционное саамское жилище.
Предназначалась для постоянного жилья или длительного пребывания, как правило в зимнее время.
Представляла собой, установленный прямо на земле шалаш из очищенных от коры еловых и сосновых кольев (длиной до 3-х м и толщиной в нижнем конце до 15 см) и досок в форме 4-х или 6-тигранной пирамиды (высотой – до 2,5 м и площадью в среднем – 3х3 м) с усеченной, образованной скрепленными тонкими концами кольев, вершиной с отверстием для выхода дыма (во время дождей, снега и зимних морозов, после топки, отверстие закрывалось шкурой, позднее – брезентом). Остов покрывался торфом, берестой и дерном, зимой – шкурами. В центре укладывался очаг из камней, над которым на укрепленном на поперечной перекладине крюке подвешивался чугунный котел. Пол покрывался ветками, поверх них – оленьими шкурами (в поздних вежах мог настилаться деревянный пол).
Вход – небольшая деревянная на кожаных, роговых, деревянных или железных петлях, дверь, открывавшаяся наружу и располагавшаяся с наклоном для быстрого и плотного закрывания (для большего сохранения тепла в жилище), – находился с южной стороны. В ранних вежах, в северной стене, находилась еще одна, меньшая, дверь, имевшая ритуальный смысл и, как и вся стена, считавшаяся священной. Через нее охотники и рыболовы проходили, отправляясь на промысел или возвращаясь с него (женщинам проходить через нее не разрешалось). Позднее на месте этой двери стали делать небольшое окно, затянутое рыбьим пузырем.
Пространство между очагом и входом использовалось для женских занятий (здесь также находилось ложе роженицы). Место за очагом, считавшееся священным, огораживалось с 3-х сторон поставленными на ребро досками и использовалось для хранения пищи, посуды и другой утвари. На передней стене вежи на небольших полочках хранились идолы, амулеты, после крещения – ставились иконы. Одна сторона вежи, отделенная доской использовалась для сна старших членов семьи, другая – для размещения домашних вещей и просушки одежды (на установленных на уровне метра над землей жердях),
Постройка вежи занимала у 2-х взрослых мужчин около недели.
Даже в XIX в. многие саамы считали, что «вежа… – лучше всякого каменного дома».
С XIX в. вежу начала вытеснять тупа (пырт).
Лит.: Большакова Н.П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск, 2005; Ушаков И.Ф. Кольский север в досоветское время. – Мурманск, 2001; Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. – М., 2009.
В редакции от 07.12.2015