Варлаам Керетский

Варлаам Керетский (2-я четверть XVI в., с. Кереть, Карелия – конец XVI в., один из островов Чупской губы Белого моря), священнослужитель, преподобный.

В XVI в. – священник церкви Святого Николая Чудотворца г. Кола, знал грамоту.

Согласно преданию, после изгнания им (с помощью молитв) жившего на Абрам-мысе и требовавшего от рыбаков жертвоприношений беса, тот в отместку внушил ему мысль об измене жены, в результате чего Варлаам убил ее. Раскаявшись и считая себя недостойным выполнять обязанности священника, он оставил службу и принял на себя «покаянный подвиг»: положив тело жены в карбас и «псалмы Давидовы пояше», моля бога об отпущении греха, вышел в море. Встречавшие его лодку в Баренцевом и Белом морях рыбаки, принимали ее за видение. В тяжелом («весла из рук своих не выпускаше», в результате чего стал горбатым) и продолжительном плаванье от г. Кола до Кандалакшского залива («дондеже… мертвое тело тлению предастся», т. е., пока не истлело тело жены), его постоянно сопровождал сильный встречный ветер [Этот сюжет нашел отражение в присказке жителей Керети «Куда пошел – как Варлаам против ветра» и поговорке норвежских рыбаков «Русский поп жену привез» (о приходе с моря на берег тумана и начале ухудшения погоды)].

После того, как бог принял его покаяние, о чем свидетельствовал тот факт, что Варлаам беспрепятственно миновал мыс Святой Нос, опасный из-за сулоя и «корабельных сверлил» (морских червей, протачивавших судовую древесину, исчезнувших после его молитвы), священник вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг и поселился сначала в пустынном месте у озера (впоследствии названного Варлаамовым, в районе которого в конце XIX в. показывали избушку, якобы принадлежавшую ему), а затем перебрался на один из островов Чупской губы вблизи Керети, где, построив часовню, вел отшельнический образ жизнь «в пещере со зверями», здесь же и умер.  

В 1615 кольский воевода Волынцев Г.И. распорядился привести в порядок могилу Варлаама  и поставить на ней крест (ныне находится в Благовещенской ц. в г. Кола). Во 2-й половине XVII в. останки преподобного были перенесены в с. Кереть и захоронены при церкви святого Георгия. После пожара 1949 мощи были перенесли в избу-молельню, которая сгорела в 1960-х.

С конца XVI веков среди населения северного Поморья стал почитаться святым угодником, покровителем поморов «от водного потопления». В 1664 были впервые записаны предания о его явлениях и чудесах: являлся гибнущим среди бушующего моря рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лед.

О жизни Варлаама рассказывает «Повесть о преподобном Варлааме Керетском», известное в 7 списках. Первая часть «Повести» рассказывает о самом Варлааме, 2-я – содержит 4 рассказа о его помощи людям, попавшим в беду, или больным. Текст его написан простонародным языком, со знанием местной географии и мореходной практики, с употреблением бытовых и про­мысловых слов поморского наречия. По-видимому, в конце XVI в. на основе «Повести» возникло Житие, который в середине XVII в. было дополнено рядом рассказов (если «Повесть» лишь излагала события, то житие давало образец поведения).

Имя Варлаама входит в Собор Карельских святых (Финляндской Православной Церковью празднование установлено 1 ноября по новому стилю, Русской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября по старому стилю)

Лит.: Православная энциклопедия. – М., 2003. – Т. VI; Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3-х томах. – Мурманск, 1998. – Т. 2.

В редакции от 10.11.2015

AA