«Валериан Куйбышев» (до 1925 – «Капитан Керн», до 13.02.1937 – «Рыков»), военный корабль.
Построен как эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (2-я серия типа «Новик») в 1913 – 1915, достроен в 1924 – 1927 на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге (Ленинграде); в 1938 прошел капитальный ремонт на заводе «Красная Кузница» (г. Архангельск).
Технические характеристики: водоизмещение полное – 2020 т; длина – 98 м, ширина – 9,34 м, осадка – 3,9 м; мощность – 31,5 тыс. л. с., скорость – до 29-ти узлов, дальность плавания – до 1720 миль; экипаж – 180 человек.
Вооружение (1944): 4 – 120-мм, 2 – 45-мм, 2 – 37-мм и 2 – 20-мм орудия, 3 – 12,7-мм пулемета, 3 – 3-трубных 450-мм торпедных аппарата, 2 – паравана-охранителя К-1, 50 мин КБ, 24 больших и 22 малых глубинных бомб.
С 1927 – в составе Морских сил Балтийского моря; в 1933 – в составе ЭОН-1 перешел по Беломорско-Балтийскому каналу в г. Мурманск; с 1933 – в составе отдельного дивизиона эскадренных миноносцев Северной военной флотилии; с 1937 – 2-го дивизиона эскадренных миноносцев бригады эскадренных миноносцев Северного флота; в 1955 – выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытовый корабль, в 1956 – исключен из состава Военно-морского флота, в 1957 – 1958 – разобран на металл в г. Архангельске.
Участвовал в заграничном походе кораблей Морских сил Балтийского моря в Пиллау (1929), обеспечении беспосадочного полета самолета Коккинаки В.К. по маршруту Москва – Северный полюс – США (апрель 1939), советско-финляндской войне 1939–1940, оказывая поддержку сухопутным частям при взятии Петсамо, нес конвойную и дозорную службы. В Великой Отечественной войне 1941 – 1945 участвовал в обороне Советского Заполярья, обеспечивая десантные операции Северного флота; огневую поддержку приморского фланга войск 14-й армии, проводку судов северных конвоев (в т. ч. конвоя PQ-17), спасение экипажей поврежденных судов и кораблей. За годы Великой Отечественной войны совершил 125 боевых выходов в море, прошел 44 тыс. миль, отконвоировав без потерь 240 транспортов, выполнив 87 различных заданий командования, отразив 76 атак авиации, сбив 2 самолета противника. 21 сентября 1955 использовался в качестве корабля-мишени при испытании атомного оружия у берегов архипелага Новая Земля (1,2 км от эпицентра), значительных повреждений не получил.
Награжден орденом Красного Знамени (1943).
Командиры Емме В.Е. (1929), Нествед (1931), Рыков С.С. (1932), Иванов М.Г. (1938–1939), Крашенинников Е.М. (1939–1940), Максимов С.Н. (22 июня – 21 сентября 1941), Андреев А.И. (21 сентября 1941 – 15 июля 1942), Гончар П.М. (15 июля 1942 – 6 марта 1944), Кашеваров Е.Т. (3 марта – 13 июля 1944), Анитропов А.А. (13 июля – 4 сентября 1944), Богданов Н.И. (4 сентября 1944 – 9 мая 1945).
Лит.: Морской сборник. – 1976. – № 1; Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». – Л., 1981; Чернышев А.А. Героические корабли Великой Отечественной. Гвардейские и Краснознаменные. – М., 2015.
В редакции от 16.09.2015