Вайгач

«Вайгач»

1) судно.

Построен как ледокольный экспедиционный пароход в 1907–1909 в на Невском судостроительном заводе (г. Санкт-Петербург).

Технические характеристики: водоизмещение – 1290 т., длина – 54 м, ширина – 11 м, мощность – 1200 л. с., скорость – до 10,5 узла; дальность плавания – около 12 тыс. миль. Был оснащен радиостанцией с дальностью связи до 150 миль. В 1915 вооружен 4-мя 75-мм и 2-мя 37-мм пушками, 2-мя пулеметами.

С 1909 – транспорт в составе Балтийского флота, с 1910 – гидрографическое судно в составе Сибирской флотилии; с 1916 – сторожевое судно Флотилии Северного Ледовитого океана. В 1918 экипаж перешел на сторону Советской власти.

В 1910 – 1915 – база (вместе с ледокольным пароходом «Таймыр») Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (во Владивостоке). В 1913 – участвовал в открытии архипелага Северная Земля. 24 июня 1914 – 3 сентября 1915 – впервые прошел Северным морским путем в западном направлении с одной зимовкой (вместе с «Таймыром»). В 1918 – обеспечивая перевозку грузов морской экспедиции Сибирь, разбился о подводную скалу в Енисейском заливе у Ефремова Камня.

Капитаны – старший лейтенант Колчак А.В. (1909–1911), лейтенант Ломан К.В. (1911–1913), капитан 1-го ранга Новопашенный П.А. (1913–1915), старший лейтенант Тихменев П.В. (1918).

2) атомный ледокол.

Относится к серии ледоколов 3-го поколения типа «Таймыр», имеющих малую осадку для проводки судов на мелководье и в устьях сибирских рек. Построен в 1990 по заказу СССР на верфи «Марин» АО «Вяртсиля Морская Техника» (Финляндия) с использованием советских материалов и оборудования (корпусная сталь, атомный реактор, главные и вспомогательные турбины, аварийные дизель-генераторы и т. д.); атомный реактор устанавливался на Балтийском судостроительном заводе (г. Ленинград).

Технические характеристики: водоизмещение – 21 тыс. т; длина – 151,8 м, ширина – 29,2 м, высота борта – 15,2 м, осадка – 8,1 м; максимальная длительная мощность 2-х турбогенераторов – 50 тыс. л. с.; скорость на чистой воде – до 18,5 узлов, ледопроходимость – 1,77 м при скорости около 2 узлов; автономность – 7,5 месяцев; экипаж – 110 человек. Способен работать при температуре -50°С.

С 1990 – в составе Мурманского морского пароходства; с 2008 – Росатомфлота.

Участник проводки судов в Арктике, в Финском заливе Балтийского моря. Неоднократно устанавливал рекорды по скорости осуществления проводок и количеству проведенных судов.

Капитаны – Шестопалов В.И., Танько В.П., Сивков А.А., Арутюнян В.Г., Голохвастов В.В. Папко С.П., Скрябин А.В.

Лит.: Андриенко В.Г. Ледокольный флот России, 1860-е – 1918 гг. – М., 2009; Белгурцев Б.Н., Грибанов О.Л., Корякин В.И., Попов Б.Г. История гидрографической службы Российского флота. В 4-х т. – СПб, 1997. – Т. 2; Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. – М.; Л., 1948; Мамин В.И. ГЭСЛО – символ преемственности традиций исследований российских гидрографов. // Мурманский Арктический Сборник. – Мурманск, 2002; Российский императорский флот. 1915. – СПб., 1915

.

В редакции от 30.08.2015

AA