Бьярмланд

Бьярмаланд (Bjarmaland; Бьярмония, Бьярма, Бьярмия, Биармия, «Земля бьярмов»), историческая область.

Упоминается в скандинавских и англо-саксонских источниках конца IX – 1-й половины XVI вв.: «Орозии» короля Альфреда Великого (IX в.), «Хеймскрингле» Снорри Стурлусона (1230), «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (конец XII в.), в «Истории северных народов» Олафа Магнуса (1539) и других; помещена на картах Меркатора, Ортелия, Дженкинсона А. Из русских источников встречается лишь в Иоакимовской летописи (по словам Татищева В.Н.).

Локализуется исследователями на Севере Европы, но крайне широко и противоречиво: в Поморье (бассейн Северной Двины, западный берег Белого моря и др.), на Кольском полуострове, Карельском перешейке, в бассейне Западной Двины, в Прикамье Ярославском Поволжье, Нижнем Подвинье.

Считается, что первым в Бьярмаланде побывал норвежец Отар в конце IX в., описание маршрута которого по логике рассказа (по мнению Джаксон Т.Н.) располагает область на южном берегу Кольского полуострова от нижнего течения реки Стрельны или Варзуги, далее на запад.

Латиноязычная История Норвегии и исландский географический трактат с условным названием «Описание Земли I» помещают Бьярмаланд к северо-востоку или востоку от Норвегии и Финнмарка в одном ряду с землями карел, финнов, квенов. Поскольку История Норвегии (как и последующие «Деяния данов» Саксона Грамматика) указывает на существование 2-х Бьярмий – внутренней и внешней, Джаксон Т.Н. считает, что водоразделом между ними являются Белое море и Кандалакшский залив. Изначально топоним служил для обозначения западной половины Беломорья между реками Онега и Стрельна (или Варзуга), что соответствует волости Колоперемь договорных грамот Новгорода с князьями 1264 и 1304-1305, где 2-я часть названия «перемь» может быть соотнесена с «беорм», «бъярм».

Этимология названия неясна.

Описывается как страна, ближняя часть которой не приспособлена для жизни человека, поскольку покрыта высокими горами с вечными, не тающими даже летом, снегами, и дальняя – таежная, наполненная столь значительными лесными богатствами, что делает ненужным земледелие (хотя почва достаточно плодородна). По территории страны протекает река Вина (которую часто отождествляют с рекой Северная Двина).

В населении – бьярмах (bjarmar, beormas, бьярмийцах, биармийцах) – видят представителей финноязычной группы северных народов: саамов, карел, вепсов, зырян, чудь. Основными занятиями называют оленеводство, охоту и рыболовство. В религиозном отношении – язычники (главное божество Йомали), искусные колдуны, верящие в черную магию.

Отношения с совершавшими в Бьярмаланд походы викингами, носили как мирный (торговый, покупка беличьих, бобровых и собольих мехов), так и конфликтный характер (битвы Эйрика Кровавая Секира и Харальда Серая Шкура у реки Вины, ограбление капища бога Йомали и другие).

В отдельных источниках утверждалось, что Бьярмаланд находился даннической зависимости от Гардарики – Руси.

Лит.: Булатов В.Н. Русский Север. – Архангельск, 1997. – Кн. 1.: Заволочье (IX–XVI вв.); Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. – М., 1996; Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). – М., 1994; Жаков К.Ф. Биармия. – Сыктывкар, 1993; Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. – М., 1986; Савельева Е.А. Олаус Магнус и его «История северных народов». – Л., 1983; Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море. – СПб., 1906.

В редакции от 21.07.2015

AA