Былины (старины), жанр русского народного фольклора.
Песни эпического характера о подвигах богатырей (героические былины) и других примечательных эпизодах древнейшей русской истории XI – XIV вв., исполнявшиеся в форме нерифмованных стихов с 2-3-мя ударениями.
Происхождение дискуссионно: одни считают их лишь отражением мифов древних славян (мифологическая теория), другие видят в них следы реальных исторических событий, сохранившиеся в народной памяти (историческое направление). До сегодняшнего дня дошло около 100 былинных сюжетов, хотя число записанных вариантов весьма разнообразно.
Большинство былин сохранились и записаны по исполнениям певцов-сказателей на Европейском Севере. Территориально обычно выделяют 3 группы былин: прионежскую, северо-восточную (Мезень, Печора, Кулой, Пинега) и поморскую. Поморская традиция охватывала Поморский, Карельский, Кандалакшский и Терский берега Белого моря.
Для поморской традиции характерно сокращение повествования, образование небольших былин из отдельных частей больших. На Терском берегу наиболее распространены были былины-баллады.
На Севере наиболее часто исполнялись былины «Добрыня и Змей», «Дунай», «Илья Муромец и сын», «Михайло Потык», «Туры» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей», «Добрыня и Алеша», «Дюк Степанович», «Садко», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Князь, княгиня и старицы» и другие. Нередко традиционные сюжеты былин переделывались, что приводило к созданию новых былин («Три поездки Ильи Муромца») и исторических песен: «Мать и дочь в татарском плену», «Смерть царицы», «Смерть Ивана Грозного», «Похороны Стеньки Разина» и других. В XVIII – XIX вв. в них оказались включены северные местные предания и мотивы («Рахт Рагнозерский», «Бутман»).
Сохраняли традицию исполнения былин сказители (см., например, Крюкова А.М.). Выделяют 3 типа сказителей: исполнители, передающих текст в первоначально усвоенном виде; «редакторы», на основе «остова» былин создававшие законченную форму путем отбора типических мотивов и черт; импровизаторы, которые, следуя сюжетной схеме, каждый раз создавали текст былины заново. Важное место в композиции Б занимают былинные зачины и концовки, стилистические повторы, гиперболизация, общие места, фантастическая топонимика. В результате неоднократного повторении исполнение былин у разных сказителей приобретало устойчивую форму.
Пелись, как правило, одним лицом. В домашней обстановке исполнялись во время Рождественского и Великого постов; на промыслах пели в периоды вынужденного бездействия. Первоначально пение сопровождалась игрой на гуслях, с XVIII в. музыкальное исполнение сменилось мерной декламацией, сохраняющей ритмическую структуру былин.
Публ.: Марков А.В. Беломорские былины. – М., 1901; Марков А.В. и др. Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901. – М., 1905-1911. – Т. 1-2; Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Былины. – М., 1958. – Т. 1-2.
Лит.: Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. – Л., 1982; Дмитриева С.И. География распространения русских былин. – М., 1975; Иванова Т.Г. «Малые» очаги севернорусской былинной традиции. – СПб, 2001; Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958; Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.
В редакции от 20.07.2015