Бывальщины (сказы, стихи, старины), вид поморского фольклора.
Характеризовались некоторой реальностью повествования, отражающего необычные события произошедшие некогда в былые годы.
Единого представления о содержании термина не существует: согласно одной версии, они представляют собой краткое, устное, не опирающееся на личное свидетельство рассказчика повествование о чудесных происшествиях, о нечистой силе (о духах природы, домашних духах, чертях, привидениях, о колдунах и т. п.); согласно другой, это лишь один из типов бывальщин (отражающий языческие верования – былички), существующий наряду с другим – рассказом о реальных исторических событиях в фантастической форме (предание; см. Предания Русского Севера). Первые, хотя и повествуют о мифологических существах (леших, домовых, колдунах), в то же время называют конкретные места действия, указывают на результаты случившегося чуда (скала, куча камней, ров; см., например, Аникиева могила); вторые же, напротив, сообщая о действительно имевших место происшествиях и исторических лицах, помещают их в совершенно неисторический, фантастический контекст.
Наиболее значительный след в поморском фольклоре Кольского полуострова оставили события Крымской войны. Они отразились в бывальщинах о сгоревшем в пожаре Воскресенском соборе в г. Кола, о военных действиях у острова Сосновец, о спасении Стрельны от разорения англичанами туманом, а Соловецкого монастыря – чайками, о серебряном колоколе, который монахи опустили под воду, чтобы спасти от врагов. Бывальщины исполнялись как сказки или былины (в зависимости от напевности произведения) с помощью таких стилистических фигур, как мерность, повторы, глагольная синонимия.
С 1960-х, после того как ушли из жизни последние носители, традиция прекратилась.
Лит.: Криничная Н.А. Предания Русского Севера. – СПб., 1991.
В редакции от 17.07.2015