Бриз
«Бриз» названия сторожевых кораблей Северного флота.

1) Бывший рыболовный траулер Мурманского государственного рыбопромышленного треста (в 1931 – 1939) РТ-49 «Скумбрия» (технические характеристики см. «Союзрыба»); с 1939 – сторожевой корабль Северного флота.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940, подорвался на мине 26 января 1940.

2) сторожевой корабль (до 25.06.1941 – РТ-58 «Спартак»).

Построен в 1930 – 1931 на «Северной судостроительной верфи» (г. Ленинград).

Технические характеристики: водоизмещение наибольшее – 1,15 тыс. т, вместимость валовая – 0,56 тыс. т; длина – 53,4 м, ширина – 9 м, осадка средняя с грузом – 4,2 м; мощность – 0,65 тыс. л. с.; скорость – до 9-ти узлов; дальность – 4100 миль; экипаж — 41 человек.

С января 1932 – в составе Северного тралового треста, с 1934 – Мурманского тралового флота; с 25 июня 1941 – мобилизованное (военизированное) судно Северного флота, с 29 июля 1941 – сторожевой корабль [переоборудован и вооружен 2-мя 76,2-мм, 2-мя – 20-мм (с 1943) пушками и 2-мя 7,62-мм пулеметами] 1-го Северного отряда пограничных судов, с 1942 – 3-го дивизиона сторожевых кораблей Йоканьгской военно-морской базы Беломорской военной флотилии; с 1944 – самоходная плавбаза аварийно-спасательной службы Северного флота.

Экипажи траулера в 1930-х постоянно перевыполняли плановые задания (в 1936 – на 193%), участвовали в стахановском движении.

В 1941 – 1944 участвовал в несении дозорной службы, конвоировании транспортов, перевозки грузов и личного состава. 25 ноября 1941 во время дозорной службы у мыса Святой Нос впервые в истории Северного флота тараном существенно повредил подводную лодку противника «U-578», за что командир был награжден орденом Красного Знамени. 17 мая 1942 был серьезно поврежден прямым попаданием авиабомбы противника, но остался на плаву.

Капитаны – Стерлигов (1936), Дугладзе И.Я., Егоров А.М., Киреев В.А. (1941–1944).

Лит.: Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. – М., 1983; Тралфлот. – Херсон, 2014.

В редакции от 23.06.2015

AA