Бакан
«Бакан» (от – больш. поплавок, иногда с колоколом или фонарем, стоящий на якоре для обозначения опасного места): 1) вооруженная парусная шхуна. Построена в 1857 в Англии. Техн. характеристики: водоизмещение – 251 т, дл. – 39,6 м, шир. – 6,0 м, мощность – 30 л. с. В составе БФ. С 1870-х – использовалась в летнюю навигацию в Баренц. м. для ведения гидрограф. и иных работ, в 1882–1887 по инициативе Баранова Н. М. переведена в г. Арх-ск для охраны сев. земель России и для изучения СЛО. С 1892 – транспорт; 2) воен. транспорт (до 1909). Построен в 1896 на Невском з-де (СПб.). Техн. характеристики: водоизмещение – 883 т, дл. – 56,4 м, шир. – 10 м, мощность – 835 л. с., скорость – 11,3 уз., запас хода – 1950 миль, экипаж – 69 чел. Вооружение: 2 – 47-мм, 2 – 37-мм орудия; с 1915 – 2 – 75-мм, 4 – 47-мм, 1 пулемет. До 5 дек. 1916 – в составе БФ. С 1898 – использовалось для охраны промыслов от браконьеров в Баренц. и Бел. м., др. операций (гидрограф. съемка, градусное измерение и исслед. Шпицбергена в 1899–1900 экспедицией РАН, обслуживание маяков, поиск эксп. Седова Г. Я. и Русанова В. А. в 1913, и т. п.). В Первую мировую войну (ком-р кап. 2-го ранга Поливанов С. М.) уч-ло в орг. обороны сев. мор. рубежей, положив начало созданию Флотилии СЛО; в 1918–1920 – гидрограф. судно в ее составе; с 1921 – в Арх. порту на хранении. В 1924 – разобран. Именем «Б.» названы бухта на Шпицбергене, рейд на Новой Земле и стамик в Онежском зал. Бел. м. Лит.: Масленников Б. Морская карта рассказывает. – М., 1986; Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860. – СПб., 1872; Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – нач. XX в. Кн. 1. – Екатеринбург; Архангельск, 2002; Кузнецов Л. А. Транспорт «Бакан» на охране северных рубежей России // Судостроение. – 1990. – № 12; Бережной С. С., Лысикова Т. Д., Гигаури В. С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917–1927). – М., 1981.
AA