«Аскольд», бронепалубный крейсер 1-го ранга. Построен в Киле (Германия) на верфи «Deutsche Werke Kiel AG» по заказу Мор. ведомства России в 1901. Техн. характеристики: водоизмещение – 5950 т, дл. – 131,19 м, шир. – 16,87 м, осадка – 6,25 м, мощность – 3 паровых двигателя, 6534 л. с., скорость – 23,4 уз., дальность плавания – 3140 миль. Вооружение: 12 – 152-мм, 10 – 75-мм, 2 – 57-мм и 6 – 47-мм пушек, 4 пулемета, 4 – 457-мм торпедных аппаратов. Экипаж – 565 чел. С 1901 – в составе I Тихоокеанской эскадры БФ. Уч-л в Русско-японской войне (оборона Порт-Артура). В 1905 – интернирован и разоружен. С 1906 – в составе Сибирской воен. флотилии. В Первой мировой войне – в составе англ. восточно-китайской эскадры на Д. Востоке, в конвойных операциях в Индийском ок., с нояб. 1914 – в составе объединенных сил союзников на Средиземном м. Уч-л в Дарданелльской операции. В 1916 – на капитальном ремонте в Тулоне, во время которого произошел т. н. «Тулонский инцидент» (взрыв в артил. погребе 20 авг.), послуживший основанием для репрессиий команды и назначения нового ком-ра – кап. 1 ранга Кетлинского К. Ф. 22 нояб. 1916 – перечислен в состав ФСЛО, 17 июня 1917 прибыл в Кольск. зал. 12 июля 1918 захвачен англичанами, разоружен и под названием «Glory IV» в составе англ. ВМС в 1919 уведен в Англию. В 1922 возвращен РСФСР, но ввиду плохого техн. состояния продан совместному росс.-герм. акционерному общ-ву «Деруметалл», отбуксирован для разделки на металл в Гамбург; 21 нояб. 1925 – исключен из списков кораблей РККФ.
Лит.: Бережной С. С. Крейсера и миноносцы: Справочник. – М., 2002; Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд». – М., 1993.