Архангельск
Архангельск (до 1613 – Новые Холмогоры, Новохолмогоры), центр Арх. губ. Город в устье Сев. Двины. Пл. – св. 300 км2 (2006). Протяженность с Ю. на С. – 40 км. С 1702 – центр воеводства, с 1708 – Архангелогор. (затем Арх.) губ., с 1780 – Арх. о. Вологодского наместничества, с 1784 – Арх. наместничества, с 1801 – губ., в 1918–1919 – Сев. о., с 1920 – адм. центр Арх. губ. РСФСР, с 1929 – Сев. край, с 1936 – Сев., с 1937 – Арх. о. Числ. нас.: в 1678 – 465 (муж.); в 1782 – 12 тыс.; в 1861 – 25,6 тыс.; в 1913 – 43,3 тыс.; в 1917 – 65,6, тыс.; в 1920 – 45, 3 тыс.; в 1970 – 376,8 тыс.; в 2002 – 355,5 тыс. чел. Основан в 1584 по указу Ивана IV как крепость на мысу Пур-Наволок, где с XII в. находились Михайло-Арх. мон. и пос. В кон. XVI – нач. XVIII в. А. – мор. порт, гл. центр внеш. торговли России. В 1668–1684 – построены рус. и нем. гостиные дворы. В 1693 по инициативе Петра I на Соломбале заложены верфь и адмиралтейство. Одновременно развивалось частное судостроение. Для защиты А. в 1701–1705 в Корабельном устье (в 19 км к С. от А.; ныне в черте г.) построена Новодвинская крепость (упразднена в 1856), гарнизон которой в 1701 отразил нападение швед. эскадры. К нач. ХIХ в. в А. – св. 220 пром. предприятий (лесопильные, парусные, канатные, цепные и др.). В кон. ХIХ – нач. ХХ в. А. – лесопромышл. и лесоэкспортный центр (в 1914 – 26 лесопильных з-дов, 11 тыс. рабоч.). С 1860-х образованы речное и мор. пароходства. В 1915–1916 для продления навигации в зимнее время в А. построен аванпорт «Экономия» с 18 причалами (грузооборот ок. 2 млн т). C 1898 связан с М. (через Вологду) ж.-д. линией. В А. было 35 учеб. заведений (ок. 3 тыс. уч-ся), т-р, 2 музея – гор. публичный (1859) и Рыбопром. Крайнего С., Арх. общ-во изучения Рус. С. В ВОВ один из пунктов доставки грузов сев. конвоями. В нач. XXI в. – крупный пром. центр Европ. С. РФ. Более 80 предприятий А. выпускают 25% всей пром. продукции области, 50% которой – продукция деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной пром. А. – крупнейший в РФ экспортер лесопродукции, в т. ч. 77% целлюлозы, бумаги и картона, 60% пиломатериаловлов. В А. развиты машиностроение, судостроение, судоремонт, произ-во оборудования для лесной и деревообрабат. пром-сти, дорожной и трансп. техники (30% пром. произва), рыбоперерабат. пром-сть (8%), траловый флот. Концентрация крупной пром-сти негативно влияет на возд. и водн. басс. А. А. – науч. и культурный центр. Здесь размещены Сев. НИИ пром-сти, ЦНИИ механической обработки древесины, Ин-т леса и химии (с учебн. базой), неск. вузов (Помор. гос., Арх. техн., Сев. мед. ун-т и др.), в которых обучается до 30 тыс. чел., 15 средн. учебн. заведений (в т. ч. Арх. мореходное уч-ще), 2 т-ра, 3 музея. В А. поддерживается память о Ломоносове М. В. Его имя носят один из гор. проспектов, адм. округ, Помор. гос. ун-т, драм. т-р, шк. и б-ка. В г. 2 пам-ка Ломоносову (Мартос И. П., 1832; Свешникова В. Д., 1993). С 1969 проводятся Ломоносовские чтения. В 1993 был создан Ломоносовский фонд. Побратимы А. – гг. Портленд, США (1988), Слупск, Польша (1989), Эмден, ФРГ (1989), Вардё, Норвегия (1989), Мюлуз, Франция (1992), Оулу, Финляндия (1993) и др. В 1708–1921 – адм. центр, в подчинении которого находилась терр. Кольск. п-ова. До нач. XX в. – осн. место сбыта промысл. продукции Кольск. С., закупки продовольствия, ремесленных изделий, снастей и пр. С 1871 – существовало регулярное пароходное сообщение. Лит.: Крестинин В. В. Краткая история о г. Архангельске. – СПб., 1792; Архангельск. 1584–1984. – Архангельск, 1984; Летопись г. Архангельска. 1584–1989. – Архангельск, 1990; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: ист.-краевед. словарь. – Мурманск, 2001.
AA