Щ-423

Щ-423 (до 1939 – Щ-315, с 1942 – Щ-139, с 1949 – С-139), подводная лодка.

Построена в 1934–1937 на Коломенском машиностроительном заводе им. В. В. Куйбышева (монтаж оборудования – на заводе «Красное Сормово» в г. Нижний Новгород, испытания и сдача – в г. Ленинграде).

Технические характеристики (см. Щ-402).

С 1937 – в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок, с 1938 – 16-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Балтийского флота; в мае–июне 1939 перешла по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот, с июня 1939 – в составе 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота (г. Полярный); с октября 1940 – в составе 34-го дивизиона 3-й бригады подводных лодок (бухта Находка), впоследствии – различных соединений Тихоокеанского флота; в 1956 выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена на отстой, в 1957 исключена из состава ВМФ, сдана для разоружения, демонтажа и реализации. Участвовала в советско-финляндской войне 1939–1940, осуществляя патрулирование у норвежского побережья; 5 августа – 17 октября 1940 в составе Экспедиции особого назначения ЭОН-10 перешла по Северному морскому пути (впервые для подводных лодок) из с. Полярное во Владивосток, пройдя 7227 миль, из которых 682 – во льдах (поход обеспечивал капитан 3 ранга И. М. Зайдулин, руководитель экспедиции – инженер-капитан 1 ранга И. М. Сендик). Переход обеспечивали транспортные пароходы, ледоколы «Красин», «И. Сталин» и ледорез «Федор Литке».

Командиры: В. А. Егоров (1937 – март 1938), Г. Л. Кейсерман (до октября 1939), А. М. Быстров (до октября 1943), И. А. Придатко.

Лит.: Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки»: легенды советского подводного флота. М., 2008; «Проводка подлодок вполне возможна Северным морским путём» // Подводный флот. 2001. № 6.
В редакции от 24 октября 2023
AA