«Ярославна» (до 21.06.1916 – «Lysistrata»; с 21.01. 1924 – «Воровский», с 31.03.1955 – ПКЗ-102), посыльное судно флотилии Северного Ледовитого океана.
Построено как океанская прогулочная паровая яхта на судоверфи «W. Denny & Brothers» (г. Думбартон, Англия) в 1899–1901. Технические характеристики (1917–1923): водоизмещение – 3,3 тыс. т; длина – 96,6 м, ширина – 12,2 м, осадка – 5,5 м; мощность паровых двигателей – 2×3,5 тыс. л. с., скорость – до 18 узлов, дальность плавания – до 4,5 тыс. миль; экипаж – 129 чел.; вооружение: 2 – 102-мм и 2 – 47-мм пушки, 2 – 7,62-мм пулемета.
В июне 1916 куплена русским Морским ведомством, зачислена в списки флота посыльным судном; с 8 октября – в состав флотилии Северного Ледовитого океана; экипаж укомплектован моряками крейсера «Аскольд», ремонтировавшегося в г. Тулоне; в декабре прибыла в Кольский зал.; с 16 февраля 1917 – в составе Отряда судов обороны Кольского зал., с 7 апреля 1917 – Сводного отряда судов; 26 февраля 1918 выделена для охраны промыслов, в сентябре ушла на ремонт во Францию; с 3 марта 1919 – флагманский корабль флотилии Северного Ледовитого океана; 19–20 февраля 1920 была использована для эвакуации штаба главнокомандующего генерала Е. К. Миллера, чиновников и военнослужащих армии Северной области вместе с ледоколом «Козьма Минин» из Архангельска, но, попав в тяжелые льды, была оставлена, возвращена перешедшим на сторону Красной Армии ледорезом «Канада» (см. «Федор Литке»); с апреля 1920 – крейсер-заградитель, с марта 1921 – посыльное судно Морских сил Северного моря; в октябре 1921 передана Мурманской пограничной базе, с 12 декабря – в составе отряда сторожевых судов, подчиненного Мурманскому губернскому отделу ВЧК (с января 1922 – ГПУ), 3–19 ноября 1922 и с ноября 1923 – в Убеко Севера, с января 1923 – в составе Северной пограничной флотилии; в ноябре 1923 – январе 1924 – в ремонте на судоремонтном заводе «Красная кузница» (г. Архангельск), в январе 1924 переклассифицирована в сторожевой корабль, который 12 июля – 20 ноября 1924 совершил переход из Архангельска во Владивосток через Суэцкий канал (первый заграничный поход корабля советского ВМФ); вошел в состав Владивостокского морского отряда Морских сил Дальнего Востока в оперативном подчинении Дальневосточной пограничной охраны; в 1931 исключен из состава ВМС, передан Морской пограничной охране НКВД, за 1925–1943 задержал более 40 судов-нарушителей; участвовал в советско-японской войне 1945, обеспечивал Курильскую десантную операцию; в сентябре 1952 во время шторма сел на камни в Авачинской губе, с сентября 1953 – на ремонте во Владивостоке, с марта 1954 – на консервации; с 1955 – плавучая казарма Аварийно-спасательного отряда Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота; в 1961 исключен из судового состава ВМФ, в 1966 разобран на металл.
Командиры в период нахождения в составе ФСЛО: А. В. Терентьев (1916), Ф. Ф. Рейнгард (1916–1917), Н. А. Толбугин (1917–1918), Ю. В. Шевелев (1918–1919), П. Нечитайлов (с 1920).
Лит.: Залесский Н. А. Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну // Война на Северном морском театре 1914–1918 годы. – СПб., 2003; Сутормин В. А. Сторожевой корабль «Воровский» // Морская кампания. – 2010. – № 6. Яровой В. В., Смолин А. А., Приданников М. И. Морские силы Северного моря. 1920–1922 годы. – СПб., 2013.