Шпицберген (Spitsbergen, голландское – острые горы), Грумант (русское), Свальбард (Svalbard, норвежское), архипелаг.
Расположен к северу от Скандинавского п-ова в Гренландском море Северного Ледовитого океана между 74° и 81° с. ш. Входит в состав Норвегии, административный центр – пос. Лонгйир (губ. Тромс).
Включает свыше 1000 о-вов (основные – Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля, Эдж, Баренца, Белый, Земля Принца Карла, Конгсёйа, Медвежий), общей площадью 61,3 тыс. км2. Рельеф – горный. Самая высокая точка – г. Ньютон (1712 м, Западный Шпицберген). Более половины территории занято ледниками, вечной мерзлотой. Климат арктический, морской, с существенными климатическими различиями между отдельными районами. Преобладает облачная погода, часты туманы и сильные ветры. Растительность – тундровая. Имеются крупные залежи каменного угля.
Время первоначального открытия Шпицбергена неизвестно. Есть предположения о плавании к нему викингов. Поморам был известен, по меньшей мере, с XVI в. Официально открыт и нанесен на карту голландским мореплавателем В. Баренцем в 1596.
Место зверобойного промысла поморов (морских млекопитающих, белого медведя, песца). На Шпицбергене существовали их сезонные поселения, в которых они зимовали по 2-3 года. К середине XIX в. поморские промыслы на Шпицбергене пришли в упадок.
В XVII–XVIII вв. использовался различными странами в качестве базы китобойного промысла.
В 1765–1766 по инициативе М. В. Ломоносова Шпицберген исследовался в рамках 2 морских научных экспедиций под руководиством В. Я. Чичагова. В 1912 Западный Шпицберген был описан и картографирован экспедицией В. А. Русанова.
Международно-правовой статус Шпицбергена определяется многосторонним Парижским договором от 9 февраля 1920, подписанным США, Великобританией, Францией, Италией, Данией, Норвегией, Швецией, Японией, Нидерландами и др. СССР стал фактическим участником договора в 1924, формально присоединился в 1935. Договор закреплял ограниченный суверенитет Норвегии над Шпицбергеном (включая остров Медвежий), установив демилитаризацию и нейтралитет Шпицбергена, обязывал Норвегию не создавать и не допускать создания на архипелаге морских баз, не строить укреплений; суда и граждане государств-участников договора должны допускаться на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю, охоту, к занятию судоходным, горным и коммерческим делом на Шпицбергене и в его территориальных водах.
С середины 1920-х – база полярной авиации. С архипелага стартовали многие экспедиции: Р. Амундсена, У. Нобиле и др.
С начала XX в. организуется добыча угля американскими, английскими, норвежскими, шведскими и российскими (компания «Грумант», 1913; Русское шпицбергенское акционерное общество, 1913) предприятиями, создаются постоянные поселения (Баренцбург, 1918; Грумант, начало 1930-х).
В 1927 общество «Русский Грумант» (основной пайщик – трест «Северолес») приобрело у шведской компании участок «Гора Пирамида». В 1931 был создан трест «Арктикуголь», обеспечивающий добычу угля на Шпицбергене (к 1941 – около 2 тыс. советских граждан; в 1941 эвакуированы), прерванную на время Великой Отечественной войны. В послевоенный период деятельность шахт возобновлена; с 1990 уголь используется лишь для нужд Баренцбурга и обеспечения экономического присутствия России на Шпицбергене, рудник и пос. Пирамида законсервированы (1998).
В 1941–1945 использовался Германией в качестве авиационной базы и места укрытия подводных лодок.
Численность населения – до 4 тыс. чел. (3,5 тыс. – в 1990, 2,6 – в 2009): норвежцы (1,1 тыс. – в 1990, 1,8 – в 2009), русские (2,4 тыс. – в 1990, 0,5 тыс. – в 2009).
Населенные пункты: Лонгйир (около 2 тыс. чел., норвежцы), Баренцбург (около 0,5 тыс., русские), Грумант и Пирамида (законсервированы), норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (до 0,1 тыс.), норвежский шахтерский пос. Свеагрува (до 0,3 тыс.), польская исследовательская станция Хорнсунн.
Со 2-й пол. XX в. развивается туризм. На Шпицбергене – 3 национальных парка, 2 природоохранных и 15 птичьих заповедников.
Имеется морское транспортное сообщение с г. Мурманском; авиационное сообщение (аэропорт Свальбард) регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсе) и нерегулярными – в г. Москву.
Лит.: Архипелаг Шпицберген в исторических исследованиях. М., 2006; Одинцов В. А., Старков В. Ф. Некоторые проблемы арктического мореплавания и походы русских на архипелаг Шпицберген // Летопись Севера. М., 1985. Вып. 11; Очерки истории освоения Шпицбергена. М., 1990; Печуров Л. В. Шпицберген. М, 1983.