Шонгуй (от саамского шонг, шуэни – заливные покосы на болоте, уголок болота, уай – ручей):
1) ручей.
Исток – в озере у восточного склона горы Голая, расположенной к западу от станции Магнетиты, течет преимущественно в меридиональном направлении на север, впадает в р. Кола к югу от мыса Шонгуй в южной части пос. Шонгуй. Длина – 10 км.
2) населенный пункт, железнодорожная станция, поселок.
Расположен на обеих берегах р. Кола в устье впадающего в нее справа ручья Шонгуй, в 17 км к югу от г. Кола ниже возвышенности Шонгуй-варака, расположенной на правом берегу р. Кола.
Возник как железнодорожный разъезд в 1916; зарегистрирован как посёлок при железнодорожной станции и кирпичном заводе в середине 1920-х в составе Кильдинского, с 1929 – Кольского сельсовета (с 1935 – поссовета) Кольско-Лопарского (с 1936 – Кольского) района; в 1933 объединен с колонизационными пос. Шонгуй-Кончезерский (образован в 1924 из лопарей Кильдинского погоста) и Шонгуй № 3 (существовал с середины 1920-х в составе Кильдинского, в 1929–1933 – Кольского сельсоветов); с 1938 – в составе Кильдинского, с 1939 – Кольского, с 1955 – Кильдинского поссоветов Кольского района; с 1959 – рабочий пос. Кольского района; с 2004 – населенный пункт в составе городского поселения Кильдинстрой Кольского района.
Численность населения – до 1900 чел. (368 – в 1938, 1889 – в 1959, 1607 – в 1970, 1743 – в 1979, 1771 – в 1989, 1189 – в 2002, 1038 – в 2010).
В годы Великой Отечественной войны – место базирования 145-го (19-го гвардейского) полка 258-й истребительной авиационной дивизии. В 1972 на братской могиле летчиков (захоронено 30 чел., в т. ч. Герои Советского Союза И. В. Бочков, Е. А. Кривошеев, В. П. Миронов) сооружен памятник (самолет МиГ-15 на постаменте). В послевоенное время – место дислокации авиационных частей.
С 1925 на базе Шонгуйского месторождения глин действовал выпускавший кирпич-сырец кирпичный завод (мощность – до 6 млн. штук в год), на месте которого в 1951–1954 был построен новый завод, который производил 28 млн. кирпичей в год (в 1963 объединен с Кильдинским кирпичным заводом), закрытый в 1993.
Связь с г. Мурманском по железной и автомобильной дорогам.
Лит.: Административно-территориальное деление Мурманской области (1920–1993 гг.). Мурманск, 1995; Географический словарь Кольского полуострова. Л., 1939. Т. 1; Географический словарь Мурманской области / авт.-сост. В. Г. Мужиков. Мурманск, 1996.