Челюскин

«Челюскин» (до 19 июня 1933 – «Лена»), грузопассажирский пароход

Построен в 1933 на судоверфи Burmeister og Wain (Копенгаген, Дания) по заказу Совторгфлота. Технические характеристики: водоизмещение – 7500 т, грузоподъемность – 4594 рег. т, пассажировместимость – 60 чел., длина – 92, ширина – 16,6, осадка – 6,5 м, мощность парового двигателя – 2450 л. с., скорость – 12,5 узла; экипаж – 52 чел.

Предназначался для Колымских рейсов (порт приписки – Владивосток).

Был выбран для экспедиции (начальник – О. Ю. Шмидт, капитан – В. И. Воронин) для отработки схемы доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну навигацию, повторяя маршрут ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (1932). По оценкам ряда специалистов (академик А. Н. Крылов и др.) не был пригоден к ледовым плаваниям.

5 июня 1933 прибыл в г. Ленинград, 16 июля вышел в Мурманск, куда прибыл 2 августа, 10 августа вышел во Владивосток, имея на борту экипаж из 53 человек, а также 29 человек экспедиционной группы и 30 зимовщиков (в т. ч. 1 ребенок). В Карском море переход «Челюскина» обеспечивал ледокол «Красин», вернувшийся из-за повреждения винтов. 23 сентября был затерт льдами в Чукотском море и стал дрейфовать вместе с ними. 13 февраля 1934 в результате сжатия льдов был раздавлен и затонул.

104 человека (8 человек покинули пароход у мыса Челюскин; завхоз Б. Г. Могилевич погиб, спасая имущество с гибнущего судна; в Карском море в семье геодезиста Васильева родилась дочь) были эвакуированы на лед, обустроившись (благодаря заблаговременно подготовленной экипажем высадке) в т. н. «лагере Шмидта». Во время зимовки велись научные исследования, был подготовлен ледовый аэродром.

15 февраля в Москве была образована комиссия по организации спасения челюскинцев под руководством В. В. Куйбышева. В период со 2 марта по 13 апреля летчиками (ставшими впоследствии первыми Героями Советского Союза) М. В. Водопьяновым, И. В. Дорониным, Н. П. Каманиным, А. В. Ляпидевским, В. С. Молоковым, М. Т. Слепневым было совершено 24 рейса по эвакуации людей в чукотское становище Ванкарем в 140–160 км от лагеря.

Все участники зимовки, кроме двоих детей, были награждены орденами Красной Звезды (Б. Г. Могилевич – посмертно). В честь челюскинцев был назван ряд географических объектов; во многих городах (в т. ч. в г. Мурманске) – улицы.

Лит.: Корякин В. С. Челюскинская эпопея. М., 2011.

AA