Часовни Кольского Севера (от церковного: часы – часть суточного круга православного богослужения, состоящая из псалмов и молитвословий), небольшие безалтарные культовые сооружения.
Предназначены для упрощенного, в т. ч. беспричтового (без священника), богослужения – чтения установленных псалмов, стихов и молитв, кроме литургии. Сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, водных источников.
На Кольском п-ове появились в XVI в. Одно из первых упоминаний – часовня, установленная на месте захоронения Трифона Печенгского. в XVII–XVIII вв. известны часовни в с. Кашкаранцы (часовня Безымянного инока Терского), г. Коле (Варлаама Керетского, Трифона Печенгского), на Мурманском берегу в Кильдинском становище Соловецкого монастыря (преподобного Германа Соловецкого).
Ряд часовен в 1681–1682 был поставлен в лопарских погостах как результат инспекторской поездки священника Спасского собора Кольского острога Алексея Симонова, производившего надзор за состоянием православного исповедания у лопарей: в Вороньинском (Рождества Христова); Семиостровском (Богоявленская); Масельгском (Воскресенская); Ёкостровском (Благовещенская); Бабинском погостах (Георгиевская).
На рубеже XIX–XX вв. в Понойском приходе действовало 5 часовен, в Умбском – 6; Ловозерском – 4; в приходах Колы, Печенги, Кашкаранц, Китовки (Титовки) – по 2; к 1917 на Кольском п-ове насчитывалось 37 часовен.
Значительная часть строилась на средства прихожан. Если в начале XX в. государственными структурами была построена только 1 часовня, то прихожанами – 23 (рыбопромышленники – 4, лопари – 4, отдельные лица – 6, жители приходов – 9). В 1874 в колонии Ура-Губа была построена лютеранская часовня.
В годы Советской власти были закрыты (так, часовня Всемилостливого Спаса в г. Кола в 1931 была переделана в аптечный киоск), начали вновь строиться в 1990-х. В 2015 на территории Мурманской и Мончегорской митрополии действовало 38 часовен (22 – в Мурманской и Мончегорской епархии, 16 – в Североморской и Умбской).
Лит.: Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века. Мурманск, 2015; Ермолаев Д. А., Никонов С. А. К вопросу о почитании преподобного Варлаама Керетского поморами Кольского уезда в XVIII–XIX вв. // Ученые записки МГГУ. Исторические науки. Мурманск, 2011. Вып.11; Никонов С. А. «Караульные росписи» монастырских промысловых становищ Мурманского берега XVIII в. как исторический источник // VII Ушаковские чтения. Мурманск, 2011.