Флотилия Северного Ледовитого океана

Флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО), оперативное объединение российского Военно-Морского Флота.

Действовала в период Первой мировой и Гражданской войн. Сформирована приказом морского министра от 6 июля 1916 для обеспечения союзных грузовых операций через северные российские порты из кораблей и флотских подразделений, сформированных на Северном морском театре после начала Первой мировой войны (Охрана водного района Архангельского порта, партия траления, береговые батареи, Служба связи Белого моря, Архангельский военный порт) под общим руководством Управления Беломорско-Мурманским районом при морском министре, возглавлявшегося помощником начальника Морского генерального штаба капитаном 1 ранга А. П. Капнистом.

Временно была подчинена главноначальствующему г. Архангельска и водного района Белого моря (должность учреждена 7 августа 1915) вице-адмиралу А. П. Угрюмову; с 25 ноября 1916 (после начала формирования штаба ФСЛО) вводится должность командующего флотилией, совмещенная с должностью главноначальствующего, но 14 сентября 1917 они вновь разделяются, и все морские силы передаются в ведение командующего ФСЛО, подчинявшегося главноначальствующему, как высшему военному руководителю на Русском Севере.

Основу корабельного состава составили линкор «Чесма», крейсеры «Варяг» и «Аскольд», 4 эсминца, 2 миноносца, 3 подводные лодки, 44 тральщика, посыльные, гидрографические и вспомогательные суда. Численность флотилии изменялась в течение всего периода ее существования за счет перебазирования боевых единиц с Дальнего Востока, мобилизации гражданских, покупки иностранных судов, постановки судов на ремонт за границей. Постоянно менялась и структура флотилии: в ее составе были сформированы Сводный отряд судов, Дивизия траления, Дирекция маяков и лоции Белого моря, Гидрографические экспедиции и т. п. Были созданы школы прапорщиков, радиотелеграфистов, объединенная школа флотских специалистов при Дивизии траления. Структура базирования включала: Архангельск – главная и тыловая база, Кольский зал. (Александровск, затем Мурманск) – оперативная база, Йоканьга – маневренная.

Нахождение основных сил флотилии в неосвоенном и удаленном от главной базы в Кольском зал., а также базирование здесь сил союзных флотов, находившихся в оперативном подчинении начальника русского отряда, привело к созданию дублирующих структур управления и обеспечения, а позже – к выделению Мурманской флотилии как отдельной структуры ФСЛО. 8 февраля 1916 был сформирован Отряд судов обороны Кольского залива, на начальника которого (капитана 1 ранга В. Н. Кроткова) возлагались задачи обороны, командования гарнизоном, координации работ по разгрузке судов и вывозу грузов вглубь страны. 20 августа 1916 учреждается должность начальника Кольского района, совмещенная с должностью начальника Отряда судов обороны Кольского залива, с подчинением ему Кольской базы и береговой артиллерии. 11 сентября введена должность главного начальника Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов (гланамур), заменившая должность начальника Кольского района.

Моряки флотилии принимали участие в перегрузочных операциях, строительстве Мурманского порта и г. Мурманска, а после революции сыграли решающую роль в создании органов Советской власти на Мурмане.

В годы Гражданской войны ФСЛО входила в состав вооруженных сил Северной области. К осени 1919 в ее составе действовали Северо-Двинская речная, Онежская озерная и Печорская транспортная флотилии, морские блиндированные поезда «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин», Морской стрелковый полк (фактически – батальон) и десантные роты. Офицеры флотилии участвовали в формировании партизанских отрядов, частей Национального ополчения. Архангельский военный порт осуществлял тыловое обеспечение войск Северного фронта. На основе Кольской базы в 1919 был создан Мурманский военный порт, служивший тылом Мурманского района Северного фронта и Онежской озерной флотилии. Морские силы флотилии использовались для снабжения приморских районов Севера, осуществляли транспортные операции и связь с Сибирским правительством адмирала А. В. Колчака. Гидрографические экспедиции флотилии подготовили условия для послевоенного освоения Северного морского пути.

После окончания Гражданской войны на Севере ФСЛО была объединена с подразделениями Рабоче-Крестьянского Красного Флота, образовав Беломорскую военную флотилию (с 24 апреля 1920 – Морские силы Северного моря, расформированные 31 декабря 1922).

Формирование ФСЛО наряду со строительством Мурманской железной дороги и Мурманского порта способствовало освоению Кольского п-ова, созданию структуры административного управления и выделению края из состава Архангельской губ.

Командующие: А. П. Угрюмов (6 июля 1916), Л. Б. Кербер (15 декабря 1916), С. А. Посохов (и. о. 26 января 1917), Н. Э. Викорст (2 июня 1917 – 3 августа 1918, 24 сентября 1918 – 18 июля 1919), Л. Л. Иванов (3 августа 1918 – 24 сентября 1918, 18 июля 1919 – 19 февраля 1920).

Лит.: Война на Северном морском театре. 1914–1918 годы. СПб., 2003; Жалнин Д. Е. История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914–1920 гг.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. исторических наук. Мурманск, 2005.

AA