«Федор Чижов» (с июля 1921 – «Моржовец»), товаропассажирский пароход.
Построен в 1901–1902 на судоверфи «John Reid & С° Ltd» в г. Глазго (Великобритания) по заказу Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства для замены погибшего парохода «Чижов». Назван в честь Ф. В. Чижова.
Технические характеристики: длина – 59,3 м, ширина – 8,8 м, осадка – до 3,95 м; мощность парового двигателя – 460 л. с., скорость – 10 узлов, грузоподъемность – 832,4 брт (брутто-регистровых тонн). Пассажировместимость: I кл. – 10, II кл. – 26, III кл. – 250 мест. Экипаж – 26 чел.
С 1902 – в составе Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства на линиях в Белом море и вдоль Мурманского берега в Баренцевом море; с конца лета 1914 (с началом Первой мировой войны) – в распоряжении Морского ведомства по военно-судовой повинности, но затем возвращен Архангельско-Мурманскому срочному пароходству; с весны 1917 – временно использовался как досмотровый пост Охраны водного района Архангельского порта; в апреле 1918 – национализирован, передан Правлению национального флота (г. Архангельск); с мая 1920 – в составе судов Управления беломорского морского транспорта; с февраля 1921 – Управления Беломорского округа морских путей сообщения, с августа 1922 – Государственного Северного пароходства; с июля 1924 – Северной главной конторы общества «Советский торговый флот».
16 мая 1918 во время выполнения рейса из г. Варде (Норвегия) в г. Александровск (капитан – И. В. Бурков, штурман – В. И. Воронин) в Вайда-губе был обстрелян германской подводной лодкой U-22, загорелся и был выброшен на берег; среди официальных пассажиров и команды оказалось 8 убитых и 5 раненых.
Это нападение наряду с другими (U-22 потопила также посыльное судно гидрографической экспедиции «Харитон Лаптев» и парусник «Михаил», обстреляла береговой наблюдательный пост в Вайда-губе) стало поводом для обращения Мурманского краевого Совета рабочих и солдатских депутатов к британскому военно-морскому командованию с просьбой об усилении охраны побережья и передачи кораблей флотилии Северного Ледовитого океана союзным командам.
В октябре 1918 пароход был поднят и отбуксирован в г. Архангельск, где находился в отстое; в 1922–1924 – в ремонте; с июля 1924 – в каботажных рейсах; в августе 1924 выведен из эксплуатации; в 1928 продан на слом.
Лит.: Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861–1920 гг.). Архангельск, 2011; Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – начале XX в. Екатеринбург; Архангельск, 2003. Давыдов Р. А. Ермолаев Д. А. Расстрел «Федора Чижова» // Архангельская старина. 2014. № 2–3.