«Федор Литке» (до октября 1914 – «Earl Gray», до мая 1920 – «Канада», до сентября 1921 – «Третий Интернационал»), ледорез.
Построен на верфи «Vickers, Sons & Maxim, Ltd» (г. Барроу-ин-Фернесс, Великобритания) в 1909 по заказу правительства Канады как почтово-пассажирский пароход, приспособленный для плавания во льдах.
Технические характеристики: водоизмещение – 4850 т, грузоподъемность – 2216 брт (брутто-регистровых тонн); длина – 88,2 м, ширина – 14,6 м, высота борта – 8,4 м, осадка – 7,2 м; мощность двух паровых двигателей – 7 тыс. л. с., скорость – до 18,5 узла, дальность плавания – 3900 миль. Экипаж – 90 чел. (в 1940–1944 – 136).
С 1909 использовался в заливе Святого Лаврентия (Канада), с началом Первой мировой войны – мобилизованное судно ВМС Великобритании; в сентябре 1914 приобретен правительством России для Министерства торговли и промышленности, с 9 октября 1914 – в г. Архангельске; в октябре 1917 – апреле 1918 – ледокол в составе флотилии Северного Ледовитого океана (по военно-судовой повинности); с 1918 – грузопассажирское судно на рейсах по маршруту Архангельск – Мурманск; с апреля 1920 – мобилизованное судно, вспомогательный крейсер Беломорской военной флотилии (с 24 апреля – Морских сил Северного моря); в июне 1921 – возвращен Архангельскому морскому торговому порту; с августа 1923 – в составе плавсредств Петроградского (Ленинградского), с лета 1925 – Мариупольского, с 1929 (перейдя южным маршрутом) – Владивостокского морских торговых портов; с августа 1934 – в составе Архангельского, с января 1937 – Мурманского территориального управления Главного управления Северного морского пути, с сентября 1939 – Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства; в январе–апреле 1940, в июне 1941 – июне 1944 – мобилизованное судно Северного флота, сторожевой корабль СКР-18 (в 1940 вооружен четырьмя 130-мм пушками и двумя пулеметами, в 1941 – тремя 100-мм пушками и двумя пулеметами, в 1943 – четырьмя 76,2-мм, четырьмя 45-мм, двумя 20-мм пушками и шестью пулеметами) в составе 2-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района Главной базы, с августа 1941 – Северного отряда Беломорской военной флотилии Северного флота; с июня 1944 – в составе Архангельского морского арктического пароходства, с 1953 – Мурманского государственного морского арктического пароходства (Мурманского морского пароходства); в 1958 – выведен из эксплуатации, после 1960 – разделан на металл в г. Мурманске.
Участвовал в Первой мировой войне, обеспечении проводки кораблей и судов в Белом море; 9 января 1917 в результате навигационной аварии затонул на Йоканьгском рейде, был поднят в июне 1917, отремонтирован; летом 1920 участвовал в экспедиции по спасению затертого льдами в Карском море ледокольного парохода «Соловей Будимирович» («Малыгин»), совершил поход к о. Врангеля (1929), за что был награжден орденом; участвовал в Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода (1932–1933).
Впервые в истории мореплавания совершил сквозной рейс по Северному морскому пути с востока на запад за одну навигацию (28 июня – 20 сентября 1934); обеспечил первые проводки по Северному морскому пути боевых кораблей, переходивших из Ленинграда во Владивосток – эсминцев «Войков» и «Сталин», (1936), подводной лодки Щ-423 (1940).
Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940, обеспечении ледовой проводки судов в Белом море, несении дозорной службы на подходах к Кольскому зал., в Великой Отечественной войне, обороне Советского Заполярья, защите арктических коммуникаций и баз в западной части Северного морского пути, в проводках во льдах Карского и Белого морей кораблей и судов, в воинских перевозках, обеспечении и снабжении полярных станций, постов и островных гарнизонов в Западном секторе Арктики.
В сентябре 1955 установил рекорд высокоширотного плавания, достигнув 83°21’ северной широты.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1930).
Капитаны – Н. К. Мукалов, Н. Ф. Кучеренко, К. А. Дублицкий, Н. М. Николаев, Ю. К. Хлебников, С. В. Гудин и др.
Лит.: Волков А. Е. Самые большие сторожевики. СКР-18, СКР-19, «Ветер» // Морская коллекция. 2012. № 11 (158); Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1.