Трифон Печенгский

Трифон Печенгский [1494, предместья г. Торжок? Новгородской земли? – 15(28).12.1583, Успенская пустынь близ пос. Луостари], церковно-государственный деятель, просветитель лопарей.

Жизнь Т. отразилась во мн. док-тах XVI– XVII вв. как русского, так и иностр. происхождения. Осн. источником является Житие Т. П., основанное на записках об его жизни и устных преданиях. Оно возникло в нач. XVII в. (О. А. Белоброва) или в конце XVII – нач. XVIII в. (В. В. Калугин), известно в 17 списках и делится на 4 редакции (В. В. Калугин): основная, со службой, выговская и краткая. Др. агиографическим памятником является канон и тропарь, составленные книжником С. Шелониным в сер. XVII в. Некот. информацию дают грамоты, связанные с хоз. деят. Троицкого Печенгского мон. 2-й пол. XVI в. (жалованная грамота мон. Ивана IV Грозного, купчие и данные грамоты на угодья в лопарских погостах и поморских волостях), писцовая кн. А. И. Михалкова, а также записки лично знавшего Т. С. Салингена и Г. Штадена.

Согласно Салингену, до принятия монашества Т. (в миру Митрофан) был разбойником. Повидимому, на Мурмане появился в 1530-х, куда в соответствии с Житием его призвал божественный «глас». Здесь Т. занялся миссионерской деят., распространяя православие среди лопарей зап. ч. Кольск. п-ова, построил ц. Живоначальной Троицы на р. Печенге (в устье р. Манны), освященную кольск. иеромонахом Илией, кот. постриг в монахи и самого Т. В 1530-х – нач. 1540-х или во 2-й пол. 1550-х основал Троицкий Печенгский мон. (хотя, вероятно, не был его игуменом); в 1550-х – нач. 1560-х поставил ц. Бориса и Глеба на р. Паз. За время деят. по меньшей мере дважды посещал Новгород и 1 раз – Москву, в которой, согласно Житию, встречался с царем Иваном IV Грозным, кот. «возлюби…преподобнаго Трифона» и от кот. добился передачи мон. угодий ряда лопарских погостов. По описанию Жития Т. «нагиб [сутул, изогнут], плотию крепок, мало плешив, брадою сед», обладал недюжинной физ. силой.

В сер. XVII в. причислен к лику святых. С рубежа XVII – XVIII вв. складывается иконография Т.: иконы «Зосима и Савватий Соловецкие, Трифон Печенгский» и «Трифон Печенгский в молении» в Троицкой ц. и в Сретенской ц. Троицкого Печенгского мон.; икона «Трифон Печенгский, Варлаам Керетский, Иоанн и Логин Яренгские» в Воскресенском соборе Колы. В Сретенской ц. на р. Печенге находились мощи Т. В XIX – нач. XX в. 15 дек. к Сретенской ц. съезжались богомольцы Кольск. С. и Поморья. В XXI в. в Нейдене (провинция Сер-Варангер, Норвегия) ежегодно в последнее воскресенье авг. представители норв. и фин. православных общин, а также русские участвуют в совместном богослужении в память о Т. П. Имя Т. сохранилось в топонимике Кольск. п-ова – оз. Трифонаявр, гора Трифонанвара (см. Трифона), Трифоново, Трифонов ручей. Днем памяти Т. считается 28 декабря.

Лит.: Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып.2; Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии. М., 2009; Мальцев Н. В. Церковные мастера и иконописцы Печенгского Трифонова монастыря // Страницы истории отечественного искусства. XII– XX век. СПб., 2004. Вып. Х; Митрофан (Баданин) Прп. Трифон Печенгский: исторические материалы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2009; Печенга / авт.-сост. В. А. Мацак. Мурманск, 2005; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: ист.-краевед. слов. Мурманск, 2001.

AA