Траулеры

Траулеры, суда тралового лова.

Исторически сложились 3 осн. группы траулеров в соответствии с размерами: малые (дл. 15–30 м, водоизмещением 150–300 т), ср. (30–55 м и 300–2000 т соответственно), большие (свыше 55 м и более 2000 т). С конца 1960-х появились суперТ.

По способу траления Т. разделяют на Т. с бортовой схемой траления (спуск и подъем трала с борта) и Т. с кормовой схемой траления (операции с тралом ведутся с кормы с использованием кормового слипа или склоняющейся дуги); по характеру обработки улова и составу рыбообрабатывающего оборудования – на свежьевые, посольно-свежьевые, морозильно-свежьевые, морозильные, консервные; по способу хранения продукции – на рефрижераторные и безрефрижерации (для сохранения улова используется лед).

Операции с тралом производятся с помощью промысл. лебедок (многобарабанных или раздельных – ваерных, кабельных, вытяжных) и грузовых устройств (порталов и стрел). Т. оборудуются рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля за раскрытием и наполнением трала, средствами радиосвязи и навигации.

Перв. мурм. Т. были иностр. происхождения (см. Траловый лов) – переданные из Арханг. тралового флота 12 судов англ. постройки (1901– 1910); с 1928 начинают поступать нов. иностр. Т. с судостроит. з-дов, с 1932 – отеч. Т. (г. Л., с 1939 – г. Мурманск). Мн. из довоен. Т. в гг. сов.-фин. и Вел. Отеч. войн переоборудовывались в сторожевые корабли и тральщики. Перв. Т. были с клепаными корпусами, с 1930-х стали делать сварные корпуса. На Мурманской судоверфи в 1939 построили клепано-сварные Т. (см. «Михаил Громов»), а в 1947 – цельносварной «Кораблестроитель», но дальнейшего развития эти проекты не получили.

Лит.: Киселев А. А., Краснобаев А. И. История Мурманского тралового флота, 1920–1970. Мурманск, 1973; Морской энциклопедический словарь. Л., 1986. Т. 2; Нецветаев И. Ф. Этапы развития рыбной промышленности Севера. Мурманск, 1992; Развитие рыбной промышленности Мурманской области, 1920–1985. Мурманск, 1986–1995. Т. 1–2.

AA