Таможня

Таможня (от тюркского тамга – клеймо, ярлык; родовой знак собственности; сбор, пошлина), государственное учреждение.

Обеспечивает порядок перемещения через границу товаров и трансп. средств, таможенный контроль, взимание платежей, осуществляет борьбу с контрабандой. Правоохранительная и военизированная структура.

В зависимости от специфики таможенных операций образуются сухопутные, мор., возд., речные и специализированные Т. По месторасположению Т. разделяются на погран. и внутр. Погран. Т. обеспечивают контроль на границе гос-ва, внутр. – на определенной таможенной территории гос-ва. До сер. XVIII в. в России наряду с погран. действовали внутр. Т., осуществлявшие сбор пошлин с провоза, купли-продажи товаров и с лиц, их сопровождавших.

Т. на Кольск. С. известна со втор. пол. XVI в. (см. Кольск. Т.) и связана с развитием междунар. торга на п-ове Рыбачий (становище Кегор) и в Кольск. остроге. С сер. XVII в. в Кольск. остроге действовали таможенный и кружечный дворы, обладавшие функциями внешней и внутр. Т., во главе кот. стояли выборные целовальники. Таможенный надзор за иностр. товарами с сер. XVIII в. осуществлялся на о-ве Брандвахта (зап. бер. Кольск. зал.). Т. действовали в ряде помор. волостей Кольск. С. (Двинский и Кольск. у.): Ковда (1719, с 1893 – застава, в 1922–1926 – Т., в 1932– 1937 – пост); Кереть (1719, с 1893 – пост, с 1913 – застава, в 1922–1926 – Т.); Умба (с 1900–пункт, с 1913 – застава, в 1922–1926 – пост); Поной (1900); Порья Губа; Варзуга. В помор. волостях Кольск. С., находившихся в вотчинном владении монастырей, функции таможенного контроля выполняли представители монастырской адм-ции. С ликвидацией монастырских вотчин функции таможенных целовальников переходят к выборным лицам.

Кандалакшская Т. (г. Кандалакша) впервые упоминается в 1719 в «Книге Кольского острога таможенного десятинного и пошлинного сбору…». Как таможенная застава учреждается с окончанием стр-ва Мурм. ж. д. в порту Кандалакша в мае 1916, в 1920–1926 – таможенный пост; воссоздана как самостоятельная Т. в 1992 (зона деят. – Ковдорский и Терский р-ны, гг. Мончегорск, Оленегорск, Апатиты, Кировск, Кандалакша); с 2001 упразднена (таможенный пост в составе Мурм. Т.).

В 1914–1920 на Мурм. берегу действовал режим порто-франко – свободной таможенной зоны. В 1943–1945 действовали таможенные посты в Ваенге, Грязной губе, Полярном.

Мурм. Т. была образована в 1919 г., с 1990 – в составе Сев.-Зап. таможенного упр. РФ. С 2001 осуществляет контроль в 2-х мор., 1-м возд. и 3-х междунар. автомобильных пунктах пропуска (МАПП) и 11 постах: Мурм. (с 2005), мор. порт Мурманск (с 2005), Мурмашинский (с 1989; с 2001 – аэропорт «Мурманск»), «Борисоглебск» (с 1991), «Лотта» (с 1991, таможенный пункт с 1969), «Салла» (с 1993), Кандалакшский (с 2001), Ковдорский (с 1994), Оленегорский (с 1994), Кировский (с 1991), Мончегорский (с 1994). На таможенных пунктах осуществляется контроль за перемещением грузов как внутри обл., так и через гос. границу.

Лит.: Головин В. В. Таможенное дело на Мурмане. Мурманск, 1999; Его же. История Мурманской таможни, 1919 – 2005. Мурманск, 2006.

AA