«Таймыр» (01.01–26.05.1932 – «Метеоролог»), ледокольный пароход.
Построен на Невском судостроит. заводе (СПб.) в 1908–1909. Техн. характеристики: водоизмещение – 1 359 т, дл. – 60 м, шир. – 12 м, осадка – 6,7 м, мощность – 1200 л. с., скорость – до 9 узлов, дальность плавания – свыше 10 тыс. миль.
В 1910–1915 – вместе с ледокольным пароходом «Вайгач» в составе ГЭСЛО; в период с 24 июня 1914 по 3 сент. 1915 впервые прошел СМП в зап. направл. с одной зимовкой (вместе с «Вайгачём»); с 1915 – гидрографическое судно отряда охраны Бел. м., с 1916 – отряда дозорных судов див. траления Флотилии СЛО; с 1919 – в составе Дирекции моряков и лоций Бел. м., использовался Мор. эксп. в Сибирь; с апр. 1920 – в составе отр. судов ГЭСЛО; в 1921–1923 – на капитальном ремонте; с окт. 1923 – в составе мор. погран. охраны ОГПУ; в 1924–1925 – на консервации в Арханг. порту; с февр. 1925 – в распоряжении Упр. по обеспечению безопасности кораблевождения на сев. морях; с сент. 1933 – в составе Сев. воен. флотилии (с 1937 – СФ); использовался в эвакуации экспедиции «СП-1» (февр. 1938); с 1940 – в составе Гл. упр. СМП; в 1955 выведен из состава флота.
Лит.: Евгенов Н.И., Купецкий В. Н. Научные результаты полярной экспедиции на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910–1915 гг. Л., 1985; Пасецкий В. М. Звездные мгновения Арктики. СПб., 1995.