Судоремонтный завод № 82, предприятие Военно-Морского Флота.
Образован в 1933 как плавучие «Судоремонтные мастерские» (до июня 1933 – «Механическая мастерская») Мурм. воен. порта (2 плавучие мастерские и 3 плавучие баржи общ. пл. 1388 м2, купленные у судоверфи Сев. тралового треста), с 1938 – судоремонтные береговые мастерские техн. отдела СФ, с 1944 – судоремонтные мастерские № 1079; с 1947 – судоремонтный з-д (СРЗ) № 82 СФ, с 1961 – в/ч 20213 Гл. упр. СРЗ ВМФ, с 1992 – 82-й СРЗ, с 1994 – федеральное гос. унитарное предприятие, с 2010 – ОАО «82-й СРЗ» в составе ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Расположен в пос. Росляково Мурман. обл. на вост. берегу Кольск. зал., между юж. оконечностью губы Рослякова и сев. оконечностью губы Чалм-Пушка. Пл. территории – 99,8 га, акватории – 141 га. В 1942–1946 функционировали в р-нах пос. Дровяное и Абрам-мыса (плавучий док). Включает крупнейший в регионе плавучий док ПД-50 грузоподъемностью 80 тыс. т, причальную стенку дл. 325 м. Числ. раб-ков – до 3 тыс. (30 – в 1933, 190 – в 1938, 230 – в 1942, ок. 3000 – в 1970-х, ок. 2000 – в 1984, 460 – в 2010-х).
Первонач. осуществлял ремонт буксиров, катеров, деревянных судов, шлюпок (1930-е), с появлением плавучего дока (1938) – доковые работы, в 1941 выполнил ремонт 45 боевых кораблей СФ, с 1947 вел ремонт малых и торпедных катеров, базовых тральщиков и др. кораблей СФ; с 1960-х ведутся текущие и межпоходные ремонты надводн. и подводн. кораблей, в т. ч. с ядерными энергетическими установками. В 1960 было проведено докование атомного ледокола «Ленин», в 1988 – операция по замене главного 100-тонного редуктора на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» в ограниченных условиях плавучего дока, в 2002 – постановка в док атомной ПЛ «Курск».
Награжден переходящим Кр. знаменем и памятным знаком «За трудовую доблесть» с занесением на Всесоюзн. Доску почета на ВДНХ СССР (1980).
Лит.: История отечественного военного судоремонта. Книга третья. Заводы. Люди. Корабли. – СПб., 2011