Субботник («Преподобный Трифон»)

«Субботник» (до 7 мая 1920 – «Преподобный Трифон»), товаро-пассажирский пароход.

Построен по заказу Арханг.-Мурм. срочного пароходства (АМСП) в 1895–1896 на з-де «Добсон и К°» (г. Ньюкастл, Великобритания). Техн. характеристики: водоизмещение – 230 т; дл. – 38 м, шир. – 6,4 м, осадка – 3,2 м; мощность – 300 л. с.; скорость – 9 узлов; грузоподъемность – 164 т; пассажировместимость 1-го класса – 10 чел., 2-го – 40 чел.; экипаж – 14 чел.

С 1896 – работа на Беломор. линиях и вдоль Мурм. берега до Норвегии (где с 1901 использовался командой парохода для нелегального ввоза рев. лит.), участник празднования основания порта Александровск-на-Мурмане (1896); в конце 1900-х – нач. 1910-х использовался для доставки наживки промышленникам по становищам Мурм. берега, участвовал в системе промысл. телеграфа, доставляя промысл. бюллетени в рыбацкие становища и собирая сведения о ходе промыслов для передачи в г. Александровск; в 1915 мобилизовывался, использовался в Александровске-наМурмане, но затем был возвращен АМСП; в апр. 1918 – национализирован, но в авг. (после антибольшевистского переворота в Архангельске 1918) возвращен АМСП; в 1919 – мобилизован, использовался на Мурмане; захвачен во время восстания в Мурманске 21 февр. 1920 и передан частям Кр. Армии; в марте 1920 доставил в Печенгу десант для освобождения от фин. войск; в апр. 1920 – воен.-трансп. судно в составе Беломор. воен. флотилии, затем Мор. сил Сев. м.; 7 мая 1920 национализирован, переименован, включен в состав Беломор. округа мор. путей сообщения (г. Архангельск); летом 1921 совершил сов. рейс по маршруту Архангельск – Норвегия – Германия – Эстония – Ленинград, став перв. судном, открывшим экспортные лесоперевозки из Архангельска (кап. – Н. И. Воронин); в 1920-х–1930-х работал на беломор. и баренцевомор. линиях в составе Сев. гос. мор. пароходства и Мурм. гос. мор. пароходства (ММП, 1936–1938, 1939); с 1941 – на перевозках частей 14-й стрелк. див., осуществлял доставку мор. десантов в Мотовском зал. (апр.– май 1942), вывоз раненых; 1 июня 1942 потоплен герм. авиацией в Мурм. мор. торг. порту (погибло 8 чел.), был поднят, с 1944 использовался как баржа ММТП; в 1952 сдан на металл.

Лит.: Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Справочник. – М., 1989; Лапшин Р. В., Смолин А. А. Северные пароходства России (1861–1920). – Архангельск, 2011; Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – начале XX вв.: Кн. 1. – Екатеринбург-Архангельск, 2002.

AA