Строительство № 509

Строительство № 509 (строительство № 509 и ИТЛ, Управление исправительно-трудовых лагерей и строительства № 509), строительная организация.

Было образовано в составе Гл. упр. лагерей ж.-д. стр-ва 25 авг. 1951 приказом МВД № 00601. Закрыто 29 апр. 1953 с передачей в состав Белореченского исправительно-труд. лагеря.

Создавалось с целью сооружения ж.-д. ветки Апатиты – Кейва (Кейвина) – Поной (дл. ок 400 км) с ответвлениями на губу Йоканьга и пос. Лесной (Умба) в связи с планами по созданию на вост. побережье Кольск. п-ова воен.-мор. баз. Ж. д. проектировалась 14-м филиалом Моск. конторы ж.-д. проекта, строилась силами заключенных (0,8 тыс. – в 1951, 4,9 тыс. – в 1953), размещенных в семи лагерях вдоль трассы (45–137 км), и воен.-строит. подразделений. В теч. 1951–1953 были построены ж.-д. трасса (ок. 110 км) и рельсовый путь (ок. 40 км), а также жилые городки, разл. производств. здания. Велись лесозаготовки. С июля 1953 стр-во ж. д. было приостановлено и более не возобновлялось.

Лит.: Мурман, Хибины: до и после… – Апатиты, 2002; Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. – М., 1998.

AA