Станции дорожные, пункты остановки на большой дороге.
Места для отдыха проезжающих, смены транспорт. ср-в, перевалки грузов и почты. В XVI–XVII вв. назывались ямами и содержались населением, несшим ямскую повинность. С конца XVIII в. отдаются на «откуп» всем желающим.
На Кольск. п-ове крестьянами, посадскими людьми и лопарями содержались Ковдская, Княжегубская, Кандалакшская, Зашеечная, Екостровская, Вороньеозерская, Раснаволоцкая, Масельгская, Кицкая и Кольск. ст. Трансп. средствами выступали оленьи упряжки зимой и речные суда летом. Со 2-й пол. XIX в. создаются земские ст. для перевозки почты и чиновников, которые действовали за счет «мирских сборов», – Семиостровская, Ловозерская, Бабинская, Сонгельская. Из Ловозера подводы шли в Рынду, Воронью, Лявозеро, Раснаволок. С созданием ж.-д. ст. С. д. были упразднены.
Кольск. поморы «станциями» называли переходы между ними или расстояния от озера до озера на пути от Кандалакши до Колы.
Лит.: Меркурьев И. С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1979; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 1997. – Т. 1.