Спасательные крейсеры, служба спасения на море.
Создана по инициативе К-та для помощи поморам Рус. С. Обществом спасения на водах в 1902. Первонач. зав. С. к. был нач. Мурм. науч.промысл. эксп. Л. Л. Брейтфус.
Представляли собой парусные боты (построены в Норвегии в 1902) с командой из шкипера и 4 матросов. Прототипом послужили спасательные боты норв. Колина Арчера. Базировались на спасательных станциях, располагавшихся в бухте Лодейной Териберской губы (спасательный бот «Великая княгиня Ксения», кап. в 1903–1909 – шкипер И. П. Ануфриев), на о-ве Посьета в губе Рында (в 1905 переведена в Екатерининскую гавань г. Александровска; спасательный бот «Вел. кн. Алексей Михайлович», кап. – шкипер А. Е. Таратин) и на доп. стоянке в бухте Подпахта ок. становища Гаврилово.
В задачу С. к. входило крейсирование в период промысла вдоль побережья (а в штормовую погоду – постоянное нахождение в районе лова) и при необходимости оказание помощи в первую очередь экипажам, затем – судам (буксировкой к ближайшей закрытой стоянке). Находились в плавании от 150 до 230 дней в год. Только в 1903– 1910 С. к. спасли 43 судна со 143 рыбаками и оказали помощь 304 судам (1104 чел.). Действовали до авг. 1914 (нач. Первой мировой войны). С 1925, переименованные в «Шторм» и «Комсомолец», возобновили работу.
Лит.: Андриенко В. Г. Спасательные крейсеры на Мурмане (1902–1914 годы) // Гангут. Вып. 3. СПб., 1998; Брейтфус Л. Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. – СПб., 1904; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск, 2001.