Сейды, сейты (от саам. сейд, сейт, сейте, сайво – дух), священные объекты саамов, фетиши.
Могут представлять собой чем-то особенные места в горах, тундре, тайге (скала, камень, пень, оз., иные природные образ-я). Чаще всего С. – естественные скопления камней или одиночные камни, выделяющиеся величиной или необычной формой. Искусственные каменные С. – гурии в виде пирамидок и иные сооружения из камней, иногда напоминающие чел. или его ч. Наиболее обычны С. в виде отдельных валунов, стоящих на неск. небольш. Камнях-«ножках», как бы приподнятых над землей или соприкасающихся с ней лишь несколькими точками, т. е. находящиеся в положении, кот. кажется неустойчивым. С. могли быть обнесены оградой. Саамы считали, что каменные С. обладали способностью передвигаться или летать по воздуху («летучие камни»). Нередко встречаются группы С., насчитывающие десятки объектов (г. Кучинтундра). Отдельные С. имеют имена (Летучий С., Праудедки, скальные останцы Старик и Старуха на р. Поной и др.). Деревянными С. могли быть комли деревьев с корнями, обращенными вверх, в стороны.
Единого мнения о культе С. нет. По мнению одних исследователей, саамы считали, что в С. обитал дух предка, основателя рода или погоста, либо домашние боги, кот. ему покровительствовали (С. антропоморфного вида). Необычные камни, оказывавшиеся в местах захоронения родоначальника, становились святыми, к ним обращались с просьбами о достатке, здоровье, продолжении рода и др. С. делались жертвенные приношения, их «кормили»: приносили ч. добычи или рыбн. улова, обмазывали кровью и жиром животных, клали рядом оленьи рога. Др. исследователи рассматривают С. как застывших нойдов. Иногда С. олицетворяют с тотемными животными – покровителями промыслов (С. зооморфного вида). Также в них видят мифических духов – хозяев местности, живущих собственной жизнью отдельно от людей.
Возможно, единой природы культа С. не существует: на разных этапах его формирования и развития имели место разл. варианты обоснования и использования. Большая ч. С. – образования, связанные с ледниковой деят., кот. позднее приписывались магические силы. Неясной является датировка большинства С., поскольку обычно вблизи них не встречается следов жилищ и находок, позволяющих определить время возникновения культа.
Вместе с этнографической трактовкой термина существует и упрощенная бытовая, когда любые необычные природные объекты, чаще камни «на ножках» и отдельные скальные останцы, априори называются С. без обоснования их связи с тем или иным сакральным культом.
Лит.: Визе В. Ю. Лопарские сейды // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 9; Печенга / авт.-сост. В. А. Мацак. Мурманск, 1995; Мизин В. Сейд, каменная легенда Лапландии. СПб., 2006; Титов Ю. В. Лабиринты и сейды. Петрозаводск, 1976; Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. М., 1972.