Северный морской путь

Северный морской путь (СМП), исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

Судоходная магистраль, соединяющая европ. и дальневост. порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую трансп. систему. Проходит по м. СЛО (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово), ограничен зап. входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на С. от мыса Желания, и на В. в Беринговом проливе параллелью 66° сев. широты и меридианом 168°58’37’’ зап. долготы. Дл. осн. ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения – 5610 км.

Кратчайший мор. путь между Европ. ч. России и Дальним В., почти в 2 раза короче др. мор. путей из Европы на Дальний В.: от СПб. до Владивостока по СМП – 14,3 тыс. км, через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км. В то же время в связи с прохождением значит. ч. СМП в тяжелых льдах эксплуатация возможна только при помощи ледоколов. Обслуживает порты Аркт. и крупных рр. Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых): протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет ок. 37 тыс. км. Организационно СМП по 125 ° в. д. делится на Зап. сектор Аркт. (обслуживаемый ледоколами ФГУП «Атомфлот») и Вост. – от Дудинки до Чукотки (обслуживаемый Дальневост. мор. пароходством).

Перв. попытки поиска прохода по СМП (до нач. XX в. – Сев.-вост. прохода) стали предприниматься с XVI в. Эксп. рос. флота занимались изучением и описанием побережья от Бел. м. до Берингова пролива с XVIII в. Наибольший вклад внесли труды семи отрядов Великой Сев. эксп. 1734–1743, составивших карты арктич. побережья России на всем протяжении. Теоретическое обоснование возможности орг. трансп. рейсов по СМП делали М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, С. О. Макаров и др. Однако до появления парового ледокольного флота попытки организовать судоходство по СМП оставались безуспешными. Первое сквозное плавание по СМП с З. на В. с одной зимовкой в 1878–1879 совершил Н. А. Э. Норденшельд на судне «Вега». В 1914–1915 из Владивостока в Арх-ск с одной зимовкой прошли суда Гидрографической эксп. СЛО «Таймыр» и «Вайгач».

Начало хоз. освоения СМП связано с Карскими (с 1877) и Колымскими (с 1911) товарообменными эксп., возобновившимися в нач. 1920-х, подготовившими базу для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1926 Президиумом ЦИК СССР было принято постановление «Об объявлении территорией СССР земель и о-вов, расположенных в СЛО», кот. закрепило на нац. уровне границы Сов. Аркт.

Планомерное освоение трассы СМП связано с созданием в 1932 (после прохода ее за одну навигацию ледокольным пароходом «Александр Сибиряков») Гл. упр. СМП (ГУСМП). В дек. 1934 в г. Мурм-ске было организовано терр. упр. ГУСМП. В 1934 перв. сквозное плавание с В. на З. за одну навигацию осуществил ледорез «Федор Литке»; с 1935 начались грузовые рейсы по СМП (сквозное плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искры» из Л. во Владивосток и «Анадыря» и «Сталинграда» в обратном направл.), на всем протяжении СМП обеспечиваемые ледоколами. Проводка эсминцев «Войков» и «Сталин» (1936) и ПЛ Щ-423 (в надводн. положении, 1940) подтвердила важное оборонное значение СМП. В гг. Вел. Отеч. войны СМП – важнейшая трансп. магистраль, обеспечившая стратегические перевозки и перевод боевых кораблей с ТОФ на СФ. В послевоен. время межтеатровые переходы по СМП совершили более 300 кораблей ВМФ.

Освоение СМП было обеспечено также постройкой в 1930–1940-х арктич. портов Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др., орг. высокоширотных эксп. [пароходы «Садко» (1935), «Георгий Седов» (1937–1940) и др.], работой ледовых патрулей (с 1938) и дрейфующих ст. «СП», орг. высокоширотных возд. эксп. «С.» (с 1948), созданием сети полярн. ст. (более 100). В 1957 cов. пр-вом поставлена задача превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохоз. грузов, что стало возможным благодаря вступлению в 1970–1980-х в строй ледоколов с дизель-электрическими, а с 1960 – с атомными установками, а также трансп. судов ледового класса. С нач. 1970-х освоение СМП было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало орг. круглогодичной навигации в Зап. секторе Аркт. (по маршруту Мурманск–Дудинка), начавшейся с 1978.

К концу 1980‑х ежегодный грузооборот на СМП достигал почти 7 млн. т, в переработке и перевалках грузов участвовали до 300 портов, портопунктов и грузовых участков, однако с 1990-х объемы перевозимых грузов стали сокращаться (1,4 млн. т в 1998). С нач. 1990-х значит. потери понесла и инфраструктура СМП (гидрографические базы и упр., подразделения аварийно-спасательной службы и др.). С 2006 компания ОАО «ГМК «Норильский никель» начала осуществлять регулярные круглогодичные мор. перевозки по трассам СМП на собственных арктич. судах высш. ледового класса ARC-7 без привлечения услуг ледокольной проводки. В 1991 после распада СССР СМП был открыт для междунар. судоходства, однако этот маршрут стал привлекать иностр. компании только к 2010-му. В 2012 транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн. т (проведено 46 судов).

В 1930–1950-х упр. работой СМП осуществляло ГУСМП; в 1954 оно стало одним из главков Мин-ва мор. флота (ММФ), а затем и вовсе было ликвидировано. В 1970 вместо него была учреждена Адм-ция СМП при ММФ с задачами осуществления гос. надзора за рациональным использованием СМП, орг. арктич. судоходства, принятия мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения мор. среды. В марте 2013 для обеспечение безопасности мореплавания и защиты мор. среды от загрязнения с судов в акватории СМП было создано Федеральное гос. казенное учрежд. «Адм-ция СМП», подведомственное Росморечфлоту. В 2012 был принят Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в ч. гос. регулирования торг. мореплавания в акватории СМП».

Лит.: Визе В. Ю. Моря Советской Арктики. М.; Л., 1948; История открытия и освоения Северного морского пути. М.; Л., 1956–1969. 4 т.; Белов М. И. Путь через Ледовитый океан. М., 1963; Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики. М., 1990.

AA