Северные (союзные) конвои

Северные (союзные) конвои (англ. – Allied Convoys), транспортная система по доставке грузов ленд-лиза в порты Русского С.

Временные формирования из трансп. судов и обеспечивавших безопасность их перехода м. боевых кораблей. Формировались в гг. Второй мировой войны, с 1941 – в Исландии (р-н Рейкьявика), с сент. 1942 – в Великобритании (Лох-Ю, Клайд и др.). Обозначались индексами PQ – следовавшие в СССР, QP – в обратном направл.; с дек. 1942 – JW и RA соответственно. Маршруты С. к. проходили к С. от побережья Норвегии в сложных погодных условиях и при опасности атак герм. авиации и воен.-мор. сил. На всем протяжении безопасность обеспечивалась кораблями Великобритании, в операционной зоне СФ (к В. от 20° в. д.) охранение усиливалось сов. кораблями и авиацией. Общ. протяженность маршрута достигала 2 тыс. миль, время прохождения – 10–12 суток. В р-не мыса Териберский конвои разделялись на мурман. и беломорскую группы. Перв. с британским эскортом следовала в Кольск. зал., вторая – в сопровождении кораблей Беломор. воен. флотилии – в Архангельск и Молотовск (Северодвинск). Вопросы взаимодействия союзников и СФ решались через англ. и амер. воен.-мор. миссии в гг. Мурманске, Архангельске и Полярн.

Перв. С. к. (PQ-0, «Дервиш») прибыл в Арх-ск 31 авг. 1941. С зимы 1941/1942 ч. судов направлялась в г. Мурманск, несмотря на недостаточную готовность (в связи с эвакуацией) к разгрузке Мурманского мор. торг. порта (ММТП). С целью исправления положения в г. Мурманск в дек. 1941 были откомандированы 1160 работников Арханг. порта, позже – 2200 чел. из центр. областей СССР. В условиях отсутствия механизации разгрузочных работ, налетов авиации противника, при недостаточной квалификации значит. ч. персонала за непродолжительное время была налажена бесперебойная работа порта, обработавшего за гг. Вел. Отеч. войны 2,23 млн. т грузов. Всего С. к. доставили ок. 25% общ. объема грузов, полученных СССР по ленд-лизу в 1941–1945.

За гг. Вел. Отеч. войны в сов. порты прошло 40, в обратном направл. – 36 С. к. ММТП с 20 дек. 1941 по 20 мая 1945 принял суда 33 конвоев. В обоих направл. было совершено 1434 рейса; погибли 94 торг., 5 вспомогательных судов, 22 боевых корабля; 41 судно вернулось с маршрута. Наиболее тяжелые потери понес конвой PQ-17. Погибшие и умершие в мурман. госпиталях участники конвоев похоронены на мемориальном союзническом кладбище 1942–1945 (на территории «старого» гор. кладбища г. Мурманска). В г. Мурманске в 1991 открыт пам. участникам конвойных операций.

Лит.: Беляев А. Б. Союзники в Заполярье в годы Великой Отечественной войны // Заполярный плацдарм. СПб., 2005; Супрун М. Н. Лендлиз и северные конвои, 1941–1945. М., 1997; Жалнин Д. Е. Особенности организации союзных арктических конвоев в годы Второй мировой войны // 55 лет победы в Заполярье (1944–1999). Мурманск, 2000.

AA