С-80

С-80, дизель-электрическая ПЛ.

Построена в 1950 на судостроит. з-де № 112 («Кр. Сормово» им. А. А. Жданова, г. Горький). Головная ПЛ проекта 613; в 1957–1959 там же модернизирована по проекту 644. Техн. характеристики (проект 644): водоизмещение 1160 т (подводн. – 1430 т), дл. – 76 м, шир. – 6,6 м, осадка. – 4,6 м, мощность дизельных двигателей. – 2×2000 л. с., электромоторов – 2×1350 л. с., скорость надводн. – 16, подводн. – 10,5 узла, глубина погружения – до 200 м, дальность плавания – до 8,5 тыс. миль, подводн. – до 280 миль, автономность – до 20 сут. Вооружение: 2 крылатые ракеты П-5, 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 торпеды). Экипаж – 57 чел.

С 1950 – в составе 94-й, с 1952 – 85-й бригады строящихся ПЛ Каспийской флотилии (г. Баку), где проходила сдаточные испытания и использовалась для учебн. целей; с 1953 (после перевода по внутр. водн. системам в Бел. м.) – в составе 162-й бригады 33-й див. ПЛ СФ (г. Полярн.); с 1960 – в составе 212-й бригады 8-й див. ПЛ СФ (Оленья Губа).

27 янв. 1961 во время выхода на полигон боевой подготовки с частью резервного экипажа, ком. кап. 3 ранга В. А. Николаевым под командованием кап. 3 ранга А. А. Ситарчика затонула (по заключению комиссии по расследованию гибели ПЛ: в рез-те поступления воды через шахту устройства для работы дизеля ПЛ под водой вследствие обмерзания поплавкового клапана). Погибли все 68 человек.

В 1968 обнаружена на глубине 196 м к С.-В. от п-ова Териберский, в 1969 поднята и отбуксирована в губу Завалишина Териберской губы, разделана на металл; ч.асть экипажа захоронена в пос. Оленья Губа; в 1973 на братской могиле установлен памятник.

Лит.: Захар В. Р. Мартиролог подводных катастроф // Тайфун. 2000. № 28; Минченко С. В. Записки командира экспедиции особого назначения. М., 1996.

AA