Районное лесное управление Мурманской железной дороги

Районное лесное управление Мурманской железной дороги, лесной отдел правления Мурманской железной дороги, «Желлес», лесохозяйственная организация.

Образовано как орг. Мурман. ж. д. по заготовке и снабжению лесом на основе положения Совета труда и обороны «О колонизации Карело-Мурм. края» от 25 мая 1923 с целью эксплуатации лесов; с конца 1923 – коммерческий орган Мурман. трансп.-пром.-колонизационного комб-та Мурман. ж. д.; ликвидировано в 1930.

Имело задачей эффективное использование лесов отводимой территории (более 3 млн. га) с целью увеличения поступлений в денежный колонизационный фонд и обеспечения заработка переселенцев, снабжения древесиной и пиломатериалами др. подразделений ж. д., лесоустройства.

К 1927 «Желлес» располагал столярной и клепочной мастерскими, 9-ю пароходами, 112- ю км собственных ж.-д. веток, 5-ю лесопильными з-дами (из них 2 – в Ковде, 2 – в Кандалакше). Это позволило резко увеличить заготовку лесоматлов: если в 1923–1924 хоз. г. было заготовлено 13,9 тыс. м3, то в 1926–1927 – 105,1 тыс. м3. В рез- те он сумел обеспечить снабжение лесоматлами, в т. ч. и шпалами, не только Мурман. ж. д., но и др. магистрали; ч. продукции шла на экспорт (с 1928).

За перв. 5 лет работы «Желлеса» им было внесено в денежный колонизационный фонд Мурман. ж. д. свыше 1 млн. руб., поступило в качестве прибыли от его операций 1,1 млн. руб. и уплачено за перевозки грузов 4,3 млн. руб.

До 90 % приходной сметы Колонизационного отдела Мурман. трансп.-пром.-колонизационного комб-та Мурман. ж. д. получалось в виде платы, вносимой «Желлесом» за древесину, что позволяло первому расширить привлечение переселенцев (кот., в свою очередь, становились его раб-ками).

Лит.: Овчинников Н. Я. Карело-Мурманское лесное хозяйство и его перспективы в связи с заселением края. – М.– Л., 1928; Развитие рыбной промышленности Мурманской обл. – Мурманск, 1986. – Т. 1: 1920–1945.

AA