Поморские суда

Поморские суда, плавательные средства.

Строились поморами в XVI – нач. XX в. Использовались как для дальнего мор. плавания, так и для прибрежного мор., а также речного и озерного промысла рыбы и мор. зверя.

К перв. группе относились такие типы судов, как лодья (XVI–XIX вв.), кочмара (XVIII– XIX вв.), сойма (XVII–XIX вв.). По месту производства лодей суда различались на корелянки (Карельский берег Поморья) и двинянки (Сев. Двина). Владельцами крупных мореходных судов были состоятельные крестьяне и богатые промышленники.

Вторая группа представлена такими судами, как карбасы (XVI–XX вв.), шняки (XVIII – нач. XX в.), раньшины (XVIII–XIX вв.). Изготовлением карбасов и шняк в XVII – нач. XX в. занимались стрельцы и посадские люди г. Кола (в сер. XIX в. здесь строилось от 30 до 80 шняк), крестьяне помор. волостей (Ковда, Кереть, Кандалакша, Умба и др.).

Особенностью помор. судостроения было шитье досок корпуса вицей, что обеспечивало такие мореходные качества, как способность ходить при сильном шторме и во льдах.

Преобразования нач. XVIII в. и последовавшее сближение России с Зап. Европой привнесло новшества и в кораблестроение: появились нов. типы мор. большегрузных судов (гукор, шхуна, клипер и др.) и рыболовецких (ёла).

Лит.: Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. – СПб., 1859; Михайлов С. В. Древнерусское судостроение на Севере //Летопись Севера. – М.; Л., 1949. – Т. 1; Судостроение Поморского Севера. От истоков до конца XIX века: Библиогр. указ. – Архангельск, 1997; Ушаков И. Ф. Избранные произведения. – Мурманск, 2001. – Т. 2; Шитарев В. Паруса над океаном. – М., 1996.

AA