Дежнев
Дежнев", судно.

Построен как грузопассажирский пароход ледового плавания в ноябре 1935 – сентябре 1938 Балтийским судостроительным заводом (г. Ленинград).

Технические характеристики: 2-палубное с форштевнем ледового типа и ледовым поясом корпуса до 35 мм, водоизмещение – 7360 т; длина – 104 м, ширина – 15 м, осадка – 6,3 м; мощность паровой машины – 2500 л. с., скорость – до 12,6 узла; дальность плавания – 4,7 тыс. миль. Пассажировместимость – 66 человек; экипаж – 45 человек.

Вооружение (1941 – 1945): 4 – 76,2-мм и 4 – 45-мм орудия, 6 – 12,7-мм пулеметов.

С 1938 – в составе Управления морского транспорта Главного управления Северного морского пути; с 1939 – в составе Северного флота как сторожевой корабль, участник советско-финляндской войны 1939–1940; с весны 1940 – в составе Мурманского морского пароходства на перевозке грузов и пассажиров на линии Мурманск – Баренцбург (Шпицберген); с 5 июля – сторожевой корабль СКР-19 в составе 2-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района Главный базы Северного флота, с 30 июля 1941 – в составе Северного отряда, с 1944Карской военно-морской базы Беломорской военной флотилии; с лета 1945 – в составе Главного управления Северного морского пути, Мурманского морского пароходства; выведен из эксплуатации летом 1969.

Участвовал в Великой Отечественной войне, в 1941 – 1945 – нес охранную службу в Карском и Белом морях с целью предотвращения проникновения противника в северные проливы, обеспечивал сопровождение внутренних и северных конвоев, доставлял на отдаленные острова военные грузы, вел борьбу с подводными лодками и авиацией противника. Зимой 1942 – 1943 использовался в качестве плавбазы, на которой размещался штаб Новозмемельской военно-морской базы (губа Белушья).

27 августа 1942 во время выгрузки грузов на острове Диксон вступил в неравный артиллерийский бой с германским крейсером «Адмирал Шеер» (совместно с береговыми батареями и пароходом «Революционер») под руководством исполнявшего обязанности командира Кротова С.А. После несколько прямых попаданий, крейсер покинул поле боя. СКР-19, также получивший серьезные повреждения (погибло 7 и было ранено 20 человек), по приказу прибывшего на борт командира был посажен на прибрежную отмель. После ремонта в Дудинке с сентября 1942 продолжал нести службу до конца Великой Отечественной войны.

В послевоенный период использовался для перевозки грузов в Арктике, снабжения полярных станций, на экспортных маршрутах. Участвовал в съемках фильма «Красная палатка» как экспедиционное судно Нобиле У.

Командиры – Кушнарев В.А. (1938), Гидулянов А.С. (1940–1945).

Лит.: Волков А.Е. Самые большие сторожевики СКР-18, СКР-19, «Ветер» // Морская коллекция. – 2012. - № 11; Пузырев В.П. Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне. – М., 1981; Шнейдер И.Г. Дежневцы. — М., 1978.

В редакции от 01.07.2015

AA