Первая мировая война

Первая мировая война [28(15).07.1914 – 11.11.1918], вооруженный междунар. конфликт.

Вовлек большинство из существовавших в нач. XX в. независимых гос-в. Боевые действия велись вооруженными силами 2-х противостоящих военно-полит. блоков: Антанты и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и др.).

Росс. сев. мор. театр, а вместе с ним и Мурман, в ходе войны стал одним из элементов системы межд. трансп. перевозок стран Антанты. В силу оторванности от др. росс. мор. театров он оказался зависим от хода войны в Мировом океане, а недостаточность здесь росс. воен.-мор. сил (ВМС) привела к значит. участию в орг. охраны мор. перевозок и обороны С. ВМС союзников России по Антанте.

Интенсивность трансп. операций на С. России повышалась по мере прекращения функционирования др. артерий доставки грузов. С конца 1915 С. оказался единственным европ. трансп. маршрутом, связывавшим Россию с союзниками. В связи с этим особое значение приобрело освоения незамерзающего Мурман. берега, где Кольск. зал., первонач. рассматривавшийся лишь как место временной стоянки союзных судов, стал местом деят. построенного в 1915 зимнего (дублировавшего Архангельский) Мурман. торг. порта, связанного с центром страны построенной в 1915–1916 Мурман. ж. д.

Боевые действия противника ограничились постановкой минных заграждений (вспомогательный крейсер «Meteor» в мае 1915 в Горле Бел. м.) и атаками герм. ПЛ на союзных коммуникациях (с авг. 1916) в акватории Баренц. и Бел. морей, включенных герм. мор. командованием в зону неограниченной подводн. войны.

С нач. войны воен. упр. на С. осуществлялось командованием 6-й армии (полевое упр. Было создано при штабе СПб. ВО в июле 1914), с лета 1915 – Главноначальствующим г. Архангельска и водн. р-на Бел. м. (главнач вице-адм. А. П. Угрюмов), подчиненным снач. непосредственно Воен. министру, а с июня 1916 – мор. ведомству (в структуре Мор. Ген. штаба было создано упр. Беломор. и Мурман. р-нами), с сент. 1916 должность главнача была совмещена с должностью команд. Флотилией СЛО (вице-адм. Л. Б. Кербер).

В ходе П. м. в. на Кольск. п-ове появились отсутствовавшие здесь ранее вооруженные силы: в 1915 была создана служба связи, началось стр- во береговых батарей на входе в Кольский зал., в г. Александровске была сформирована отдельная флотская рота для их обслуживания; в нач. 1916 из кораблей Сибирской флотилии был сформирован отр. судов обороны Кольск. зал., созданы Кольск. и Йоканьгская базы (см. Йоканьгская воен.-мор. база СФ). Мурман. берег с водн. р-ном от норв. границы до меридиана мыса Св. Нос стал передовым р-ном боевой деят. Флотилии СЛО. Охрану и конвоирование торг. судов с 1914 осуществляли корабли 10-й эскадры крейсеров англ. флота и партии траления.

Базирование осн. сил Флотилии СЛО на Мурмане и удаленность от г. Арх-ска привели к созданию здесь воен. структур упр.: первонач. – нач. Кольск. р-на, с сент. 1917 – гланамура, полномочия которых были распространены на гражд.адм. сферу (поскольку край был объявлен на воен. положении), охрану полосы Мурман. ж. д. и границы.

Несмотря на начало сепаратных переговоров Сов. пр-ва с Германией и последующий выход Сов. России из войны, страны Антанты сохранили, а затем увеличили свое присутствие на Мурмане (и на С. в целом), рассматривая участие в Гражд. войне как продолжение решения задач П. м. в.: до марта 1918 – сохранение участия России в войне (с помощью военных поставок), после подписания Брестского мирного договора – недопущение использования Германией Мурман. торг. порта и сосредоточенного здесь воен. имущества (см. Участие иностранных государств в Гражданской войне на Севере России в 1918– 1920). В свою очередь, это давало повод герм. ПЛ продолжать атаки на российские невооруженные суда (с мая 1918), а вооруженным формированиям прогерм. ориентированной Финляндии совершать нападения на Печенгу и Кемь.

В целом П. м. в. оказала значит. влияние на развитие Мурмана, заметно затруднив ведение мор. промыслов, существенно изменив состав нас. (увеличив кол-во рабочих, служащих, воен. моряков и солдат); создав условия для отделения Мурмана от Архангельска и выделения в самостоятельный адм.-терр. регион; подготовив условия для его пром. освоения: были построены Мурман. ж. д., Мурман. торг. порт, г. Мурманск.

Лит.: Война на Северном морском театре. 1914–1918 годы. – СПб., 2003; Корбетт Дж. Операции английского флота в мировую войну. – М., 1937. – Т. 3; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск. 2001; Шталь А. В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914–1918 гг. на основных морских театрах. – М., 1937.

AA