Пахтусов

«Пахтусов» (с 1905, с 01.01.1932 – «Маяк»), гидрографическое судно (ГиСу).

Построено в 1898 на з-де «Harkess» (г. Мидлсбро, Англия). Техн. характеристики: водоизмещение 1545 т; дл. 53,1 м, шир. 7,9 м, осадка 4,4 м; мощность паровой машины 400 л. с.; скорость 8 уз.; дальность плавания 4400 миль. Экипаж – 52 чел.

Приобретено для Гидрографической экспедиции СЛО. Названо в честь гидрографа П. К. Пахтусова. Первоначально числилось в составе БФ как пароход, в 1907 переклассифицировано в транспорт, в июле 1915 – в ГиСу. С июля 1916 – в составе флотилии СЛО, с апр. 1920 – Гидрографической эксп. Бел. м., с мая 1922 – в составе УБЕКО Севера, с 1933 – Северной воен. флотилии (с 1937 – СФ). В 1939 переформировано в плавучую базу с бортовым № 105. 6 окт. 1943 потоплено в проливе Кувшинская Салма герм. авиацией. В 1944 поднято и в качестве отопителя включено в состав Охраны водн. р-на Гл. базы СФ, после Вел. Отеч. войны разобрано на металл.

На «П.» проведен большой комплекс исследований Карского и Баренц. м., Нов. Земли, Обской и Енисейской губ. Участвовало в Первой мировой (в службе связи флотилии СЛО), сов.-фин. и Вел. Отеч. войнах – обеспечивало базирование катеров СФ. На «П.» в разное время плавали исследователи Севера А. И. Вилькицкий, Н. В. Морозов, Д. И. Варнек, Г. Я. Седов и др. В 1899 участвовал в церемонии открытия города Александровска-наМурмане. Им. парохода «П.» назв. бухта на о. Вайгач (1902).

Лит.: Бережной С. С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917–1927 гг.). – М., 1981.

AA